За последние 20 лет Москва потеряла более тысячи исторических зданий, однако власти по-прежнему остаются глухи к призывам защитников культурного наследия столицы.
Не знакомые с Москвой иностранцы любят захаживать в "Кафе Пушкинъ", ресторан, якобы открытый на этом месте еще в начале XIX века. Однако все тут сплошная фальшивка. "Кафе Пушкинъ" – это всего лишь стилизация под знаменитую песню Жильбера Беко (Gilbert Bécaud). Раздражения у защитников культурного наследия столицы оно не вызывало до того дня, пока его владелец не решил приобрести здание по соседству, чтобы открыть там ресторан азиатской кухни, принеся архитектуру здания в жертву бизнесу.
Так уже более 15 лет выглядит печальная история архитектурного наследия столицы: исторические здания сносят, сжигают и уродуют без малейшего зазрения совести.
Недавно в Государственном архитектурном музее им. Щусева прошла выставка, на которой современная Москва сравнивалась с Москвой 1993 года. "Москва претерпела просто феноменальные изменения", говорит защитник исторических зданий Александр Можаев.
По данным Московского общества охраны архитектурного наследия MAPS (созданная группой архитекторов и журналистов неправительственная организация), за последние два десятилетия столица потеряла более тысячи зданий, представляющих исторический интерес, причем более 200 из них были отнесены к разряду исторических памятников.
Движение за сохранения архитектурного наследия возникло в 70-х годах в связи с начавшимся тогда в Москве масштабным сносом старинных зданий, а в 80-х годах оно присоединилось к борьбе экологов. Особенно яростным противоборством с властями был отмечен 2004 год, ставший роковым для трех из замечательных московских архитектурных памятников: пожар уничтожил построенный в XIX веке Манеж, а по указанию муниципалитета были снесены гостиница "Москва" и возведенный в 1910 году военный магазин "Военторг". Движение тогда перешло к активным действиям, создав интернет сайт Moskva.kotory.net и объединение разрозненных групп защитников архитектуры Архнадзор.
Помимо информационной деятельности и акций протеста у организации также есть и ряд юридических инициатив, направленных на изменение законов и внесения зданий в список исторических памятников. Некоторые из этих предложений нашли поддержку у городских властей.
В работе движения принимает участие большое число добровольцев, адвокатов, архитекторов и студентов. Недавно им удалось провести впечатляющую акцию, организовав похоронную процессию с бутафорским гробом в направлении уже несуществующего исторического здания. На протяжении всего шествия за колонной следили отряды правоохранительных органов.
Провинциальные города также нередко становятся жертвами неконтролируемого строительства и нашествия торговых центров. Недавно Московское общество охраны архитектурного наследия опубликовало данные по Самаре - деловому городу, который некогда представлял из себя эклектическую смесь контрастных архитектурных стилей: от прекрасных деревянных изб до великолепнейших образцов конструктивизма.
Сегодня же Самаре угрожает разрушение, масштабы которого сходны с "бомбардировкой европейских городов во время Второй мировой войны". В ответ местные власти пообещали помочь ассоциации с восстановлением деревянного здания XIX века – наконец-то появится столь долгожданный прецедент в деле сохранения архитектурного наследия России.