База в Севастополе нужна была бы России, если бы у нее был флот, а для плавучего антиквариата она не требуется, уверен Александр Храмчихин.
В интервью Deutsche Welle заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин заявил, что в России мифологизировано представление о НАТО, что мешает адекватно оценивать реальные военные угрозы.
- Что Россия получила в результате соглашения с Украиной о продлении аренды базы российского флота в Крыму на 25 лет?
- Россия отдает огромные деньги за то, чтобы остаться в Крыму. Но, с моей точки зрения, мы покупаем воздух потому, что у нас просто нет кораблей для Черного моря. Если в составе остальных российских флотов после их радикального сокращения, по крайней мере, почти не осталось кораблей и подводных лодок старше 25 лет, то в составе Черноморского флота всего 17 единиц моложе 25 лет и всего 3 - моложе 20.
То есть, Черноморский флот умирает, потому что он вообще стал сборищем плавучего антиквариата, и для того, чтобы его восстановить, нужно тогда разорять Северный и Балтийский флоты, что вообще довольно странно.
- А как же строительство новых кораблей или модернизация уже существующих? На них может рассчитывать Черноморский флот?
- Если корабль уходит на ремонт, то с вероятностью в лучшем случае 50 процентов он из него уже не возвращается, после этого он идет на разделку. А строительство новых кораблей вообще ничего не компенсирует, так как оно идет микроскопическими темпами.
Поэтому база в Севастополе нужна была бы, если бы у России был флот. Но если его нет - его нужно почти что строить с нуля, то его лучше построить на эти деньги и обустроить базы, находящиеся в самой России, чем платить Украине за воздух. Ту же самую базу в Новороссийске можно было бы на эти деньги обустроить великолепно, и еще кораблей построить.
- Есть ли у Черноморского флота сегодня потенциальные противники, и какие стоят перед ним боевые задачи?
- Если есть море - то должен быть флот, и поэтому не всегда можно конкретно описывать задачи. Тут задачи - это защита интересов России на Черном море, плюс - элементарно оборона побережья. Поэтому база в Новороссийске необходима в любом случае, даже независимо от того, есть ли база в Севастополе или нет.
Что касается противников, то формально любую страну, которая выходят к Черному морю, можно назвать таковым, и ни одну, с другой стороны. В данную секунду, Грузия у нас потенциальный противник, но у нее вообще нет флота.
- Так тогда какая была мотивация у российского руководства? Не может же быть, что это только, чтобы потешить свое самолюбие…
- Есть еще идея фикс - не пустить Украину в НАТО. Почему-то у нас, во-первых, считается, что это очень страшно, а во-вторых, что если будет база в Севастополе, то Украина не попадет в НАТО. Хотя и то и другое мнение, мягко говоря, неочевидно.
- В чем, с вашей точки зрения, заключается основной миф о НАТО?
- На постсоветском пространстве до сих пор принято советское представление о НАТО - что это грандиозная дисциплинированная военная сила, которая готова воевать за некие интересы и идеалы. То есть, для одних - России и Беларуси, например это со знаком "минус", для других - в той же Грузии - с "плюсом". Но на самом деле этого нет.
НАТО, в первую очередь, сейчас бюрократическая структура, а военные возможности стремительно утрачиваются. А главное - по Афганистану это прекрасно видно, что эта структура просто не будет ни с кем воевать, потому что европейцы не готовы вести никакую, хоть сколько-нибудь серьезную войну. Именно поэтому НАТО - это грандиознейший миф, и те, кто ждет от них агрессии или защиты совершенно не понимают, что не будет ни того, ни другого.
- Оппозиция на Украине обвиняет Януковича в предательстве национальных интересов. Можно ли его в этом обвинять?
- В чем именно состоит предательство? Когда экономику просто так, ни за что, спасли от коллапса - я не знаю, как это можно считать предательством. Другое дело, что Украины на самом деле две, и поэтому на одной из них это могут считать предательством, что, с моей точки зрения, является это очень своеобразным представлением о национальных интересах. Я считаю, что это большое достижение Януковича, что он сумел продать воздух Севастополя за 40 миллиардов.