Времена меняются! Ровно два с половиной года прошло с того момента, когда Михаил Гуцериев ночью собрал чемоданы и спешно покинул Россию. Долгое время глава восьмой по величине российской нефтяной компании был вынужден скрываться. Он появился только на похоронах своего сына, погибшего при загадочных обстоятельствах. Гуцериев, чье состояние тогда составляло три миллиарда долларов, разыскивался в связи с обвинениями в уклонении от уплаты налогов и ведении незаконного бизнеса. Однако гнев московской элиты он навлек на себя тогда, когда он проявил повышенный интерес к частям распиленного на куски нефтяного концерна «ЮКОС» и таким образом преградил дорогу государственному конкуренту «Роснефти».
Теперь, по прошествии двух с половиной лет создается впечатление, что все это уже забыто. Как стало известно в конце прошлой недели, власти прекратили расследование этого дела. 52-летний Гуцериев может теперь оказаться первым российским магнатом, вернувшимся домой из облюбованного эмигрантами города Лондона. Этот разворот так же замечателен, как и сопутствующие ему обстоятельства. Полгода назад просочилась информация о том, что по поводу его дела за кулисами ведется торг, а один из пунктов обвинения снят. И вот несколько дней назад стало известно, что расследование дела о «незаконном предпринимательстве» прекращено. Таким образом, государство в юридическом плане пошло навстречу олигарху. Но, конечно же, Гуцериев должен продать половину акций своей фирмы за 100 миллионов долларов лояльной по отношению к властям корпорации «Система», которая в последние несколько месяцев стала крупным игроком на нефтяном рынке.
И у государства, судя по всему, есть интерес к опальному предпринимателю. Особенно активно Гуцериева поддержали президенты неспокойных северокавказских республик - Чечни и Ингушетии. Ингуш по национальности, Гуцериев и раньше инвестировал свои средства в этих двух республиках. Президент ингушского парламента Махмуд Сакалов заявил в интервью газете «Коммерсант»: «Нефтяная индустрия в Ингушетии находится в плачевном состоянии. Гуцериев может найти деньги для ее восстановления».
Этот олигарх не единственный, кто может получить возможность продемонстрировать свою заботу о родине. На это намекнул премьер-министр Владимир Путин, имея в виду Тельмана Исмаилова. Этот миллиардер в мае 2009 года открыл в присутствии многочисленных голливудских звезд роскошный отель Mardan Palace в Турции, который, по слухам, обошелся ему в один миллиард долларов. После того, как на принадлежавшем ему Черкизовском рынке в Москве была обнаружена партия контрабандных товаров на сумму два миллиарда долларов, Исмаилов покинул страну.
Однако уголовное дело против него не было возбуждено. Строительство гостиницы в Турции не является уголовно наказуемым преступлением, невозмутимо заметил Путин. Но если имеются средства для инвестирования, то было бы лучше вложить их в строительство отелей в олимпийском городе Сочи. Исмаилов намек понял – для того, чтобы завершить строительство в этом олимпийском городе на Кавказе к началу Игр в 2014 году, нужны дополнительные инвесторы. Он незамедлительно пообещал построить 4000 гостиничных номеров и вложить в это дело 400 миллионов долларов. Исмаилов вообще проявляет активность в регионе, примыкающем к Сочи, – он спонсирует чеченский футбольный клуб «Терек», а также инвестирует средства в другие проекты в этой неспокойной республике.
Однако не все, кто попал под раздачу во время длившейся годами кампании российских властей против попавших в опалу крупных предпринимателей, демонстрируют теперь готовность вернуться на родину. И уж точно не всех приглашают приехать.
Слухи о хождении в Каноссу и возвращении с повинной некогда влиятельного медиамагната Владимира Гусинского оказались сильно преувеличенными. Заклятый враг Путина Борис Березовский управляет остатками своей фирмы из Лондона. Здесь теперь также обосновался совладелец сети по продаже мобильных телефонов «Евросеть» Евгений Чичваркин, поссорившийся с российскими властями. С самим Путиным ведет тяжбу нефтяной магнат Михаил Ходорковский. Против находящегося в заключении бывшего владельца «ЮКОСА» в суде заведено второе уголовное дело. Пока еще времена лишь немного изменились.