Они пробовали действовать с помощью угроз. Они пробовали пустить в ход пиар. А теперь, через 22 года поиска путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, обратились к помощи веры.
26 апреля состоялась встреча между главой Армянской Апостольской Церкви Католикосом всех армян Гарегиным II и председателем Духовного управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюром Пашазаде. Полуторачасовое обсуждение, состоявшееся при посредничестве Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла I, стало уже шестой встречей с глазу на глаз между религиозными лидерами Армении и Азербайджана с начала нагорно-карабахского конфликта в 1988 году.
Немаловажен и тот факт, что встреча, состоявшаяся в рамках работы Всемирного саммита по межрелигиозному диалогу, стала первым визитом Католикоса Гарегина II в Баку. Акция протеста, устроенная представителями Организации освобождения Карабаха перед бакинским дворцом "Гюлистан", в котором проходил саммит, отразила недовольство, испытываемое некоторыми сегментами азербайджанского общества в связи с пребыванием в стране Католикоса Гарегина II. В знак протеста против приезда духовного лидера Армении группа женщин, в основном из числа членов семей азербайджанцев, погибших в ходе карабахского конфликта, держали в руках плакаты с изображенными на них жертвами военных действий.
Однако акция протеста не уменьшила энтузиазма участников саммита по отношению к цели своего мероприятия – "нашему религиозному миротворческому процессу", как назвал его Патриарх Кирилл I.
В совместной декларации, принятой по итогам встречи, подчеркивалось стремление религиозных лидеров "не допустить возврата к военным путям решения спорных вопросов" между Арменией и Азербайджаном. В документе также выражалась вера, что "совместные усилия помогут преодолеть межнациональную вражду".
В центре Баку Католикос Гарегин II посетил закрытую армянскую церковь Св. Григория Просветителя, которая в данный момент используется как книгохранилище библиотеки президентской администрации. Затем его принял в своей резиденции "Загульба" президент страны Ильхам Алиев. Армянский духовный лидер и азербайджанский президент проговорили около часа. Беседа, по сообщениям местных СМИ, прошла в "непринужденной и искренней обстановке".
Весь день в городе принимались строжайшие меры безопасности. Журналисты на два вышеупомянутых мероприятия допущены не были.
Встреча определенно принесла плоды – по крайней мере, в виде устных обязательств. Как сообщило информагентство "Туран" со ссылкой на некого азербайджанского госчиновника, президент Алиев согласился помочь Армении с реконструкцией церкви Св. Григория Просветителя, пострадавшей от пожара в 1990 году. В ответ Католикос Гарегин II пообещал посодействовать реставрации мечети в нагорно-карабахском городе Шуша, имеющем большое культурное значение для азербайджанцев. [Работы по реставрации мечети ведутся в Шуше уже несколько лет – Прим. ред.]. Католикос Гагегин II также пригласил шейх-уль-ислам Аллахшукюра Пашазаде посетить Армению.
Религиозные лидеры трех стран подтвердили свое намерение продолжать взаимные консультации и призвали политических и религиозных деятелей Азербайджана и Армении активизировать усилия, направленные на освобождение пленных во время карабахского конфликта, а также на сохранение религиозных памятников и святынь, расположенных в зоне конфликта.
Хотя мало кто из азербайджанских экспертов полагает, что результаты встречи смогут реанимировать забуксовавший процесс мирных переговоров, они отмечают, что эта встреча по меньшей мере подготовила почву для возрождения доверия и терпимости между армянами и азербайджанцами.
Другие смотрят в будущее менее оптимистично.
"Его прибытие в Баку является положительным моментом, но декларация [подписанная по итогам трехсторонней встречи] мало что значит в плане ее воздействия на урегулирование карабахской проблемы", – сказал о визите Католикоса всех армян Гарегина II независимый политолог Расим Мусабеков.
Эксперт бакинского неправительственного Института мира и демократии Ариф Юнус идет в своей оценке несколько дальше. Учитывая сильные светские тенденции как в Армении, так и в Азербайджане, влияние духовных лидеров – Гарегина II и Аллахшукюра Пашазаде – довольно ограничено, считает он. "Саммит может сыграть позитивную или негативную роль лишь в обществе, где по меньшей мере 50 процентов населения является истинно верующими, – утверждает Юнус. – Ни в армянском, ни в азербайджанском обществе этого нет. С другой стороны, авторитет как Гарегина II, так и Аллахшукюра Пашазаде не настолько велик, чтобы можно было говорить об их вкладе в урегулирование нагорно-карабахского конфликта".
На взгляд Мусабекова, приверженность духовных лидеров ненасильственному решению карабахского конфликта очень важна. В итоге их влияние может оказаться решающим, когда мирный договор будет достигнут, и в Ереване и Баку столкнутся с "необходимостью изолировать радикальные силы и переориентировать общественное мнение", считает политолог.
На взгляд же одного руководителя азербайджанского мусульманского сообщества, состоявшаяся встреча стала доказательством влияния еще одного лица. Руководитель Центра по защите свободы совести и вероисповедания Ильгар Ибрагимоглу полагает, что визит Гарегина II в Баку продемонстрировал растущее влияние России в Закавказье.
"Он показал, что во главе Русской Православной Церкви стоит ныне харизматичный патриарх, способный не только создать возможность для встречи между представителями враждующих государств, но и сделать реальностью визит религиозного лидера одного государства в другое, – отмечает он. – Я усматриваю в этом определенную роль России".