Опасения относительно того, что таяние арктического ледяного покрова приведет к агрессивной борьбе за ресурсы и территорию, смягчаются оттепелью, которая начала растапливать многолетний политический лед.
Хотя сухопутная граница между Россией и Норвегией – единственное место в Европе, в котором во времена холодной войны НАТО и Советский Союз не были разделены кордоном из несчастных буферных государств, – не вызывала вопросов с 1826 года, морская граница между ними до прошлой недели служила предметом споров. В итоге спорная акватория, которая находится к западу от линии, проходящей на равном расстоянии между территориями обеих стран, но в пределах конуса от российского побережья до Северного полюса, должна быть поделена поровну, и каждая из сторон получит полный суверенитет над своим сектором. Избавление от нелепой ситуации с неопределенной границей несомненно в политических интересах обеих стран.
Многих, впрочем, больше обрадует открывшаяся благодаря компромиссу, которого достиг в Осло российский президент Дмитрий Медведев, перспектива добычи нефти и газа во многих местах Баренцева моря. Разведке и разработке месторождений больше не будут мешать юридические проблемы. Эксплуатация лежащих втуне под водой ресурсов может стать весьма доходным делом – особенно для России, в секторе, принадлежащем которой, ресурсов, как считается, больше, – а также может создать новые возможности для норвежских нефтяных компаний, которым нужны новые пастбища взамен истощающихся запасов Северного моря.
Однако некоторые последствия данного соглашения могут оказаться даже более значимыми, чем материальные выгоды России или Норвегии. В частности речь идет о будущих спорах по поводу раздела Арктики. То что, такой старый и тягостный (скажем, во времена холодной войны норвежский министр, отвечавший за эти переговоры, попал в тюрьму за шпионаж в пользу Советского Союза) спор был разрешен в соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву, доказывает, что, как и утверждали государства Арктики, для урегулирования ситуации с вновь открывающимися морями вокруг полюса, не нужно специального соглашения.
Особенно серьезные политические преимущества получает Россия. Продемонстрировав, что она может преследовать свои национальные интересы в общепринятых законных рамках, она дает понять, что к ней нельзя относиться как к захватнической колониальной державе из 19 века. Новая договоренность, которую Норвегия, вероятно, стремилась заключить уже много лет, соответствует свежим тенденциям к смягчению российской внешней политики в целом.
Можно надеяться, что российское руководство постепенно перестает вслед за Макиавелли считать, что страх предпочтительнее любви. Твердая приверженность закону могла бы помочь России достичь многих из ее целей, если она распространит ее также на внутриполитические практики и отношения с другими странами помимо Норвегии.