В результате непримиримой борьбы властей Газы и Западного берега палестинский народ оказался в центре эксперимента. В Газе, где правит партия ХАМАС (Исламское движение сопротивления), высокая цена вооружённого сопротивления Израилю дискредитировала все попытки возобновить конфликт. На Западном берегу, где правит партия ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), переговоры не продвинулись ни на шаг. Ни один из вариантов палестинской политики – ни сопротивление, ни переговоры – не даёт надежды на получение независимости. В результате, палестинцы столкнулись с наиболее сложной задачей, начиная с 1948 г.
Угрозы Израиля о возобновлении войны против партии ХАМАС в секторе Газа воспринимаются очень серьёзно. Сцены разрушений до сих пор видны на улицах Газы и в её окрестностях, и ХАМАС не рискует провоцировать Израиль на новую войну. Военные действия стоили ХАМАС двух из её высших руководителей – Саида Сияма и Низара Райяна – и значительно ослабили его военные возможности. Их удалось восстановить лишь недавно.
Партия ХАМАС оказалась в сложной ситуации, поскольку ее политика призывает к активному сопротивлению наряду с политическими усилиями. Однако данная политика провалилась. ХАМАС оказывает давление на все группы сопротивления в Газе, убеждая их отказаться от провоцирования Израиля. В своём беспрецедентном заявлении Махмуд аль-Захар, высший руководитель ХАМАС, сказал, что любые ракеты, пущённые в сторону Израиля из Газы, будут «предательскими ракетами».
Тем временем партия ХАМАС предпочла заняться Западным берегом, на котором у него нет политической власти. Он призвал здешних палестинцев начать новую интифаду против Израиля, одновременно настаивая на спокойствии в секторе Газа.
Партия ФАТХ, управляющая Западным берегом, и слышать не желает об очередном палестинском восстании. Президент Махмуд Аббас нисколько не скрывает своего неприятия подобной стратегии. Но здешние палестинцы сильно расстроены тем, что правительство Западного берега не способно ничего поделать с расширением израильских поселений, в том числе в Восточном Иерусалиме, а также с непрекращающимися конфликтами касательно святых мест в Хевроне и Вифлееме и мечети Аль-Акса. Недавние уличные демонстрации легко могут перерасти во вспышку сопротивления израильской власти.
Палестинские власти, управляющие Западным берегом, опасаются того, что народная, ненасильственная интифада может быстро превратиться в насильственную. В данном случае Израиль может воспользоваться этим как предлогом для начала войны с палестинцами и уничтожения их лишь недавно созданных государственных институтов. Такое уже случалось во время прошлой интифады в 2002 г.
Существует и другой сценарий, пугающий лидеров ФАТХ. Вспышка насилия может укрепить положение партии ХАМАС и её военного крыла, «Бригад аль-Кассама», на Западном берегу. Это, в свою очередь, может спровоцировать повторение сценария, приведшего ХАМАС к власти в Газе в июне 2007 г., когда вся власть ФАТХ сразу «улетучилась» после ухода израильтян.
Однако процесс мирного урегулирования «пробуксовывает» уже более года, что серьёзно снижает авторитет ФАТХ на Западном берегу. Аббас постоянно говорит о том, что мир должен стать стратегическим выбором палестинцев. Но 17 лет спустя подписания соглашения в Осло и начала двусторонних переговоров между Организацией освобождения Палестины и Израилем идея палестинского государства не стала реальнее ни на шаг. В общественном мнении укрепилась мысль, что переговоры зашли в тупик.
Арабские дипломаты также не проявляют особых признаков оптимизма. На своёй недавней встрече в верхах в Ливии Лига арабских государств отказалась от идеи непрямых переговоров, предложенной мирным посланником США на Ближнем Востоке Джорджем Митчеллом. Позиция арабов заключается в том, что никакие непрямые переговоры не могут начаться до тех пор, пока Израиль не заморозит свою активность по созданию поселений на Западном Берегу и в Восточном Иерусалиме. Палестинское и арабское население ждёт от США, как от союзника Израиля, вмешательства и принуждения Израиля к уступкам.
Хотя палестинская экономика на Западном Берегу значительно укрепилась за время правления премьер-министра Саляма Файяда, это не может стать заменой серьёзных мирных переговоров. В августе 2009 г. Файяд объявил о своей идее палестинского государства на ближайшие два года.
Согласно его проекту, получившему сильную финансовую помощь от США и ЕС, политическая, экономическая инфраструктура, а также инфраструктура безопасности Палестины должны сформироваться к августу 2011 г. Файяд также добился поддержки со стороны ФАТХ и большинства других палестинских групп Западного берега.
Стратегия Файяда по международному признанию палестинского государства заключается в юридической борьбе против Израиля в Совете Безопасности ООН и в других международных органах. Он убеждён в том, что установление палестинского государства – в интересах всех сторон и что сегодняшняя ситуация сложилась в пользу палестинцев в их международной политической борьбе.
ХАМАС подобной точки зрения не разделяет, и попытки примирения палестинцев зашли в тупик. Лига арабских государств предоставила ведущую роль в примирении двух сторон Египту, но партия ХАМАС с презрением отвергла предложения Египта. Сейчас, когда в воздухе висят вопросы по поводу преемника президента Хосни Мубарака, Египет отложил данные переговоры. Палестинцы же теперь больше надежды возлагают на Иран, союзника ХАМАС, в отношении появления каких-либо признаков возобновления переговоров между ФАТХ и ХАМАС.
Выбора у палестинцев немного, и среди них нет согласия по поводу дальнейших действий. Но ощущается усиление понимания того, что тактике выжидания пора положить конец. Что бы ни произошло, это произойдёт скоро.