Первый вице-премьер и государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили нанёс визит в Испанию, в ходе которого провёл переговоры с членами правительства страны и парламентскими пресс-секретарями различных политических партий и рассказал о ситуации в своей стране, сложившейся после кризиса в отношениях с Россией летом 2008 года и признанием Москвой сепаратистских регионов Абхазия и Южная Осетия.
- Вам не хватает более твёрдой позиции испанского правительства в поддержку территориальной целостности Грузии, такой же, какую оно заняло по вопросу признания независимости Косово?
- Испания, как страна, в настоящее время председательствующая в Евросоюзе, играет весьма положительную роль в силу своих особых отношений со странами Латинской Америки. Испания не только заявила о своей поддержке территориальной целостности Грузии не только на уровне двусторонних отношений, но также и в рамках Евросоюза. Возможно, следующим шагом станет поддержка политики Грузии в отношении оккупированных Россией территорий, где должны были бы присутствовать представители Евросоюза.
- Председатель правительства Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero) заявил руководству газеты The New York Times, что приём Грузии в НАТО приведёт к ещё большему отдалению России от западного мира. Считает ли Вы, что Испания отошла от поддержки вступления Грузии в Североатлантический альянс, о которой она заявила на встрече глав государств членов НАТО в Бухаресте?
- Должен наступить момент, когда все поймут, что возможное расширение НАТО не имеет антироссийской направленности и что государства-члены этого блока заинтересованы в демократической и стабильной России. Если дать России возможность налагать вето на расширение альянса, то она воспримет это как зелёный свет для действий против соседних стран. Наиболее стабильные границы именно у тех соседей России, которые уже являются членами НАТО. И, наоборот, с теми приграничными странами, которые ещё не вступили в альянс, у Российской Федерации имеются проблемы. В любом случае, когда зайдёт речь о поддержке кандидатуры Грузии на вступление в НАТО, я уверен, что Испания окажет такую поддержку, поскольку этого желает грузинский народ.
- В ограниченное число стран, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии, входят Венесуэла и Никарагуа. Чем это вызвано?
- Это исключительный случай, не имеющий ничего общего с боливарианской идеологией. Это отчаявшиеся страны, получившие денежное вознаграждение от Москвы. Другие страны того же толка, например Куба, ведут себя с большим достоинством, несмотря на давление со стороны Кремля.
- Что является необходимым условием для достижения территориальной целостности Грузии?
- Оккупационные войска России должны покинуть вышеупомянутые территории, а когда они это сделают, их заменят не грузинские танки, а международные силы по обеспечению мира, что позволит провести выборы и создать условия для возврата беженцев. Парадокс заключается в том, Россия поддерживает то, против чего выступает, когда дело касается лично её. Путину и его подручным из КГБ удалось монополизировать Россию и если кто-то хочет продолжения этой политики, то должен воспрепятствовать вступлению Грузии в НАТО. Меня отнюдь не радует, что Грузию используют в качестве подопытного кролика, но, к сожалению, она превратилась в то место, где Россия испытывает на прочность правила мирового порядка.
России дали возможность безнаказанно действовать в Грузии, она почувствовала, что может действовать по своему смотрению и, если так будет продолжаться и дальше, то она превратится в реваншистскую страну. А это очень опасно.
- Наступит ли когда-нибудь день воссоединения Грузии?
- Прогнозы тут делать сложно, но я думаю, что для этого нам потребуется не более одного десятилетия. Чтобы этого достичь, Грузия должна быть более сильной, а России следует понять, что проводимая ею в отношении нашей страны политика ведёт к саморазрушению. В некоторых российских кругах эту тему уже обсуждают. Им очень трудно будет переварить ту часть грузинской территории, которую они хотят у нас отнять.
- Как Вы оцениваете предпринимаемые в России попытки реабилитации такого грузина как Сталин?
- Мы относимся к этому с неодобрением. Сталин, как и все руководители того периода, фигура крайне негативная. Его грузинское происхождение не помешало ему расстрелять большое количество грузин. Проблема России заключается в том, что она смотрит в прошлое, а не в будущее.
- С какими конкретными просьбами Вы обратились к правительству Испании?
- Мы хотели бы, чтобы во время председательства Испании в Евросоюзе был подписан документ об упрощённом порядке выдачи виз между Грузией и ЕС. Мы считаем, что его удастся подписать в последние недели полугодового председательства Испании. Должен сказать, что министр иностранных дел Испании Моратинос (Moratinos) сыграл весьма значительную роль в решении этого вопроса.