Как говорится, чтобы стать друзьями, нужно строить мосты, а не стены. Вот и я приехал в Лондон на прошлой неделе, чтобы объяснить, как Грузия намеревается обратиться к своим соотечественникам в Абхазии и в Цхинвали.
Обе территории стали передовой фронта во время войны между Россией и Грузией в августе 2008 года. Россия вторглась на эти территории, оккупация которых продолжается до сих пор: сейчас здесь расположено несколько тысяч российских войск. Население по обе стороны от линии раздела было вынуждено бежать из своих домов, и сейчас многочисленные переселенцы живут во временных жилищах, особенно с грузинской стороны. Сейчас между двумя сообществами действительно существует стена. Но я рад сообщить, что почти всё международное сообщество, за исключением Уго Чавеса, президента Венесуэлы, и палестинских организаций «Хамас» и «Хезболла» (что само по себе знаменательно!), поддерживает концепцию территориальной целостности Грузии с полной автономией для Абхазии и Южной Осетии. Остаётся вопрос, как сделать это реальностью.
Президент Грузии, Михаил Саакашвили, понимает, как важно привлечь на свою сторону сердца и умы. После распада Советского Союза не было уделено достаточно внимания вполне понятной чувствительности народов Абхазии и Южной Осетии. Любое решение должно основываться на полном уважении автономии, культуры и истории всех народов.
Как министр реинтеграции, я вхожу в состав правительства, поддерживающего связи со всеми сторонами в поисках пути решения этого вопроса. Краеугольным камнем разработанного нами плана является устранение разногласий и облегчение сотрудничества между оккупированными территориями и остальной частью Грузии. Я надеюсь на развитие экономического сотрудничества, на общее повышение уровня материального благосостояния всего населения.
Области, расположенные у линии раздела, слишком долго страдали от опасного положения с безопасностью и сейчас требуют особой помощи. План включает предложения для «особых экономических зон», охватывающих линию раздела с двух сторон, они привлекут новые инвестиции и приведут к открытию новых рабочих мест. Основной фокус будет направлен на сельскохозяйственный сектор. Я мечтаю увидеть, как будут устранены законодательные препятствия для продажи продуктов из Абхазии и Южной Осетии на международных рынках. Решающую роль сыграет улучшение инфраструктуры, особенно транспортного сообщения. План включает ремонт и восстановление дорог между обеими областями и остальной частью Грузии, восстановление автобусного сообщения. Необходимы инвестиции в строительство новых школ, больниц и спортивных сооружений. Любое решение должно предусматривать повышение доступности медицинского обслуживания, особенно новых медицинских программ, для народов Абхазии и Южной Осетии, с целью улучшения вакцинации, работы службы материнства и детства, профилактики и лечения туберкулёза, ВИЧ-инфекции и СПИДа, гепатита и наркомании. В сфере образования я предлагаю в первую очередь заняться разработкой и выпуском новых учебников на абхазском и осетинском языках. Жизненно важна надёжная защита культурного наследия и национальной самобытности обоих народов. В равной степени важно обеспечить защиту окружающей среды, чтобы будущие поколения могли наслаждаться здешними ландшафтами, одними из самых красивых во всей Грузии.
Из разговоров, которые я вёл, я понял, что руководство обеих территорий находит аннексию этих земель Россией удушающей, чтобы не сказать больше. Конечно, в прошлом существовало определённое недовольство грузинскими властями, но это недовольство ничто по сравнению с ситуацией, когда приходится иметь дело с правителями из далёкой Москвы, за которыми не замечено особого искусства слушать собеседника или повышенной чувствительности к культурному своеобразию другого народа. В настоящее время российские власти нарушают свои обязательства, данные ими после вторжения, позволить наблюдателям ЕС и другим лицам следить за развитием событий на обеих территориях. Тысячи людей не могут вернуться в свои дома. Экономическая реконструкция заморожена. Продолжается разграбление окружающей среды, особенно береговой линии Абхазии и абхазских рек, откуда вывозятся тысячи тонн гальки на сооружение комплекса для сочинских Зимних Олимпийских игр, что угрожает эрозией почвы на грядущие десятки лет. Должен существовать лучший путь.
Западу, и в особенности Евросоюзу, предстоит сыграть важную роль в нахождении решения для нашего региона. Не секрет, что сейчас и в Абхазии, и в Южной Осетии хозяйничает Россия. Без привлечения российских участников невозможно прийти ни к какому решению, и было бы полезно, если бы государства-члены ЕС помогли в этом вопросе. Мои предложения не должны ни у кого оставить и тени сомнения, что Грузия последовательно идет по пути сотрудничества, дополненными мерами по защите автономии и культурного разнообразия обеих территорий. Я благодарен за постоянную поддержку концепции территориальной целостности Грузии, которую встретил в европейских столицах. Я знаю, что реинтеграция влечёт за собой ответственность. Я сознаю, что мне предстоит проделать большую работу, чтобы убедить народы Абхазии и Южной Осетии в том, что в составе Грузии их ждёт лучшее будущее. Но я готов работать день и ночь, чтобы достигнуть прочного мира на Кавказе, построенного на взаимном уважении и на расширении диалога.
Темур Якобашвили – государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции