Военно-воздушные силы Китая с гордостью представляют свой новый истребитель «made in China», который должен подкрепить претензии этой страны на то, чтобы стать мировой державой.
Тяньцзинь (Tianjin). Плакат предупреждает – «Фотографировать запрещено». Немецкий полковник Вольфганг Фишер (Wolfgang Fischer) поднимается по лестнице к «фонарю» самого современного китайского истребителя J-10. Поболтать с 27-летним пилотом и осмотреть кабину самолета – таково его желание. «Очень похоже на Tornado», замечает Фишер.
На авиабазе 24-ой воздушной дивизии иностранные военные атташе, приехавшие из Пекина, впервые имеют возможность познакомиться с многоцелевым истребителем, который с 2004 года поступает на вооружение в военно-воздушные силы Китая. Министерство обороны пригласило 51 дипломата на импровизированную авиационную выставку для демонстрации четырех машин типа J-10. Профессиональные военные наблюдатели не заставляют приглашать себя дважды на такие мероприятия. Некоторые из них устремили свои взоры на наливной патрубок, при помощи которого этот самолет, получивший на западе название «Стремительный дракон», может заправляться в воздухе, что увеличивает его тактический радиус действия, составляющий 700 километров, почти в два раза. Другие рассматривают бортовую пушку или суют свой нос в одиночный движок. Кириллических букв они так не обнаруживают. «Это не российский двигатель», не без гордости объясняет один из офицеров.
Таким образом, мы присутствуем на дне открытых дверей, утроенном для боевого самолета «made in China». Во время его работы на авиабазе Янцунь (Yangcun) в 70 километрах от столицы демонстрирует свои летные возможности истребитель J-10. Сюда приехала половина из 102 военных атташе, аккредитованных в Пекине, а также группа корреспондентов. Дуайен корпуса Эммануэль Джакур (Emmanuel Djakoure) из Кот-д’Ивуара с похвалой отзывается о неожиданной открытости. Его коллега из Пакистана сообщает о том, что Пекин предложил его стране приобрести эти самолеты.
Вообще-то 24-я дивизия с ее 100 пилотами и 80 боевыми самолетами отвечает за оборону воздушного пространства столицы. Однако на этой базе размещается также демонстрационная эскадрилья «1-е августа», члены которой до последнего времени показывали разнообразные трюки в воздухе на лицензионных МИГах-21. Теперь они демонстрируют, как это можно сделать еще лучше, используя собственно китайские машины. Диктор военного радио сообщает, что эти боевые самолеты способны развивать скорость 1,8 Маха и выполнять полет на высоте 18 000 метров. Во время демонстрационных полетов они выполняют пируэты на высоте от 350 до 650 метров, и в составе группы они находятся так близко, что почти касаются крыльями друг друга.
Начальник авиабазы Янь Фэн (Yan Feng) в качестве летчика участвует в показательных полетах. В одиночку он проносится на своем истребителе на высоте трех метров над взлетно-посадочной полосой и затем почти вертикально взмывает в небо. Ему 44 года, он имеет 2900 часов налета, из них 620 на истребителе Jet-10, и он возглавляет эту эскадрилью. На своем J-10 во время военного парада, посвященного 60-летней годовщине Китайской Народной Республики, он сопровождал во время пролета над площадью Тяньаньмэнь первый китайский самолет дальнего обнаружения (AWAC).
Янь Фэн не видит у J-10 никаких недостатков. Этот истребитель – «исключительно скоростная и маневренная» боевая машина. Приехавшие из Пекина атташе говорят, что это – «скорее средний уровень». Для многоцелевого истребителя у него слишком легкое вооружение, а двигатель достаточно слабый. Со своим шасси «он никогда не сможет выполнить посадку на авианосец». Он напоминает ранние версии F-16, говорит один из специалистов, и на поколение отстает от современных американских истребителей.
Это сравнение ничего не проясняет относительно того, насколько велико отставание от западных военно-воздушных сил. Партийный секретарь комиссии по оборонным технологиям Юань Хэпин (Yuan Heping) недавно написал в партийной газете Study Times, что Китай работает над созданием истребителя четвертого поколения и хочет построить авианосец. «Мы определенно превращаемся из традиционно аграрной и обращенной внутрь себя державы в современное морское государство», которое должно защищать свои территориальные воды, морские пути и обеспечение сырьевыми ресурсами. При этом, в отличие от случая с J-10, Китай не позволяет заглядывать себе в карты. Будут организованы еще посещения сухопутных частей, военно-морских подразделений и военных академий, сообщает официальный представитель министерства обороны.
В любом случае посещение 24-ой дивизии – это начало. В 2002 году журналисты впервые смогли посетить эту авиабазу. Тогда там располагались только 70 истребителей предыдущего поколения J-7 и J-8, созданные на основе МИГ-21. Они редко поднимались в воздух. Тогдашний командир дивизии Вэн Вей (Wang Wei) признался, что его пилоты имеют налет менее 100 учебных часов в год, так как не хватает самолетов и денег.
Сегодня деньги есть. Об этом свидетельствуют и несколько многоэтажных домов, а также современные ангары, защищенные зенитными установками и радарами.
Теперь военно-воздушные силы страны держатся уверенно. Последнее приглашение с их стороны, судя по всему, является генеральной репетицией предстоящего в ноябре этого года авиашоу, которое состоится в прибрежном городе Чжухай (Zhuhai). Пекин хочет, чтобы там 6 истребителей J-10 продемонстрировали свои летные возможности иностранным покупателям. Китайские военные теперь пытаются пробиться на мировой рынок экспорта вооружений, который пока делят между собой США, Россия и Франция. «Народная газета» сообщила на своем сайте об интересе со стороны Пакистана, Ирана, а также Филиппин. Стокгольмский институт мира подтверждает, что Китай вел в 2009 году переговоры с Пакистаном о продаже 36 истребителей J-10.