КИЕВ, Украина. Конгрессмен от Южной Каролины Л. Мендель Риверс (L. Mendel Rivers) вошел в историю как человек, доведший до совершенства искусство использования "казенного пирога" оборонных расходов. Риверс во время войны во Вьетнаме возглавлял комитет палаты представителей по делам вооруженных сил, и он преуспел в том, что разместил вокруг Чарльстона бесчисленное множество военных баз. Коллега Риверса как-то пошутил: "Мендель, если ты воткнешь еще что-нибудь в своем избирательном округе, он пойдет ко дну".
В постсоветской России такие оборонные проекты с государственным финансированием немного отличаются. Основное отличие в том, кто оказывается в выигрыше от их реализации. Американские инициативы в области военных ассигнований часто принимаются по политическим причинам, но они способствуют развитию экономики на местах и улучшают жизнь тысяч людей. В России такие инициативы способствуют только личному обогащению избранной кучки функционеров.
Один из известнейших проектов, на который в последние годы государственные средства сыпались как из рога изобилия, это проект строительства ближнемагистрального самолета "Сухой Суперджет". Самолет предназначен для выполнения коммерческих рейсов, но строит его компания "Сухой", являющаяся одним из двух крупнейших в России производителей военных истребителей. Этот выбор якобы объясняется интересами повышения профессионального уровня и эффективности компании за счет современных авиационных технологий.
Но многие представители авиакосмической отрасли тихо утверждают (в сегодняшней России только так и можно говорить – тихо), что значительная часть выделенных на этот проект средств ушла в карманы группы избранных. На международной авиакосмической выставке, которую я посетил недавно, сотрудник одной из самых престижных российских фирм, давно уже работающий в этой отрасли, откровенно сказал, что "авиакосмические программы в определенной мере превратились в механизм для отмывания денег". Такая практика распространяется и охватывает уже большую часть российской оборонной промышленности.
Недавно президент Дмитрий Медведев объявил, что Кремль потратит от 4 до 10 миллиардов рублей (134-335 миллионов долларов) на создание российского аналога калифорнийской Силиконовой долины. Медведев неоднократно критиковал российское министерство обороны и крупные оборонные предприятия за то, что они лишь "латают дыры в старых вооружениях" вместо того, чтобы создавать проекты самолетов и ракет нового поколения. Благодаря этому проекту, по идее, должны быть созданы те компоненты микроэлектроники, которые необходимы для оружия нового поколения.
Для реализации данного проекта в России было выбрано несколько мест, и среди них сибирский "наукоград" Томск, где компания НПФ "Микрон" производит сложные радары для новейшего истребителя МиГ-35 – одного из немногих в российской оборонной промышленности реального достижения за последние несколько лет. Однако, к удивлению и смятению многих аналитиков оборонной отрасли, Медведев в итоге решил, что новый научно-исследовательский центр будет строиться в московском пригороде Сколково.
Критики медведевского решения отмечают, что строительство с нуля в Сколково это пустая трата денежных средств. В российских технологических центрах, говорят они, уже имеется необходимая база и мощности, которые либо используются не в полной мере, либо не используются совсем. Кроме того, говорит один аналитик, знакомый с российской отраслью военной электроники, "расходование таких денег на проект, расположенный так близко от Москвы, очень проблематично. Значительная часть этих средств в процессе создания нового научного комплекса почти наверняка будет выведена и украдена – как это было с "Суперджетом"". Кроме того, так уж получилось, что земля в Сколково, которую правительство намерено купить по цене 20-25 миллионов долларов за гектар, принадлежит одному государственному чиновнику.
Но те суммы, которые власти намерены вложить в российскую "силиконовую долину", это ничто по сравнению с огромными государственными ассигнованиями, которые вот-вот будут вложены в две судоверфи в Санкт-Петербурге.
Немного справочной информации. Большинство крупных оборонных предприятий в России сгруппировано в соответствии с номенклатурой выпускаемой ими продукции, и включено в состав мощных объединений и корпораций. Все заводы по производству средств ПВО входят в состав "Концерна ПВО "Алмаз-Антей"". Все авиационные предприятия сегодня находятся под контролем "Объединенной авиастроительной корпорации" и так далее. Тем не менее, если та или иная оборонная фирма имеет связи с влиятельными политиками, для нее делается исключение. Московское предприятие по производству реактивных двигателей "Салют" стало одним из немногих заводов, не включенных в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК) – благодаря тем связям, которые компания поддерживает с влиятельным московским мэром Юрием Лужковым.
Точно так же, санкт-петербургские предприятия "Балтийский завод" и "Северная верфь" существуют отдельно от всех остальных судостроительных заводов России, которые были включены в состав "Объединенной судостроительной корпорации". Эти два предприятия находятся в собственности частной компании, которая носит название "Объединенная промышленная корпорация" (ОПК). ОПК руководит Сергей Пугачев - один из влиятельных российских олигархов и активный сторонник премьер-министра Владимира Путина, который начинал политическую карьеру в своем родном городе Санкт-Петербурге. Пугачев также помогал финансировать избирательную кампанию нынешнего президента России Медведева.
Каким-то таинственным образом две эти судоверфи были отобраны из всех кораблестроительных предприятий России, чтобы стать тем местом, где будут строить французский десантный вертолетоносец класса "Мистраль", если Париж и Москва договорятся об условиях сделки. Несмотря на то значение, которое придается проекту, французской компании-изготовителю DCNS с самого начала было заявлено, что вести дела она будет исключительно с Пугачевым. Неудивительно, что эти предприятия должны получить 1 миллиард долларов государственных средств на "модернизацию", прежде чем они начнут строительство "Мистралей".
Российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр, выступая на страницах "Новой газеты", прокомментировал эту историю так: "Российское начальство, как обычно, никак всерьез публично никому не объясняет, почему вдруг позарез понадобился именно французский «Мистраль», а не, скажем, голландский или испанский аналогичный корабль. Потому многие российские эксперты говорят о том, что выбор «Мистраля» как-то связан с откатами. Кстати, испанский корабль-док Juan Carlos I больше и вместительнее «Мистраля»".
В такой схеме нет ничего удивительного. "Российские государственные проекты такого масштаба служили в качестве механизма для кражи денег людьми во власти еще до коммунистов, при царях, - заявляет один известный американский аналитик российских вооруженных сил, - такая система сохраняется и сегодня, когда коммунисты вроде бы ушли".
Недавно Медведев утвердил план модернизации российской оборонной промышленности до 2020 года. Этот план разрабатывал еще один путинский приближённый, заместитель премьер-министра Сергей Иванов, который заявил, что в рамках новой программы государственное финансирование получат 1729 оборонных и промышленных предприятий. А это значит, что появится еще 1729 шансов повторить в разных версиях вышеупомянутые сценарии.
Скажите призраку Менделя Риверса, пусть он уходит. Ему просто нечего делать рядом с путинско-медведевскими пожирателями "казенного пирога".
Рейбен Джонсон – эксперт по авиакосмическим и оборонным технологиям, живущий в Киеве.