Будущее Боснии и Герцеговины выглядит как никогда неясным и неопределенным с момента окончания войны в 1995 году. Три основные группы страны – бошняки, сербы и хорваты – соперничают между собой за право определять будущее боснийского государства. В октябре страна будет проводить всеобщие выборы, и вдобавок к этому дестабилизирующему фактору разные группы населения тянут государство в разные стороны. Сербы грозят созвать референдум по Дейтонскому соглашению, приведшему к окончанию войны; хорваты призывают к созданию автономного образования в рамках более обширного государства; а боснийские мусульмане требуют принятия новой конституции с предоставлением им больших полномочий взамен действующего документа, где предусмотрена высокая степень децентрализации. Кто бы ни победил на октябрьских выборах, создать коалиционное правительство будет очень сложно. И вдобавок к политическому кризису страна сегодня погрязла в экономических и социальных проблемах.
Это звучит парадоксально, но сейчас самое время для создания более прочного альянса между НАТО и Боснией. Процесс этот был начат в прошлый четверг в эстонской столице Таллине. Министры иностранных дел альянса на своей встрече договорились предоставить Боснии и Герцеговине План действий по членству (ПДЧ). Это важный шаг к поддержанию мира и стабильности в этой неспокойной стране. ПДЧ это не обещание о принятии в НАТО; план не обязывает альянс защищать Боснию от военных угроз и не влияет на его механизмы принятия решений. Это программа помощи и содействия, посредством которой НАТО и ее члены дают рекомендации и оказывают поддержку в деле реализации конкретных политических, экономических, военных и правовых реформ. Именно в этом нуждается Босния в такой напряженный момент – отчасти для того, чтобы успокоить свои многочисленные политические группировки, а отчасти, чтобы продвинуть вперед столь необходимые стране реформы.
До настоящего времени попытки США и ЕС помочь Боснии/Герцеговине путем призывов к конституционным изменениям, которые повысили бы эффективность деятельности государства, давали нулевой результат. Сейчас нужны перемены в механизме принятия решений в стране, чтобы законодательный процесс и реформы не были больше заложниками той или иной упорствующей этнической группы, действующей назло остальным и вопреки интересам боснийских граждан в целом. Однако сегодня боснийские политики не объединены общими интересами и общими ценностями, которые просто необходимы для совершенствования того, о чем они договорились в Дейтонских соглашениях. Попытки изменить существующую схему вызовут разногласия и потребуют много времени.
Более тесные связи с НАТО способны помочь в формировании такой общей целеустремленности и стабилизации обстановки внутри страны. В значительной мере нынешняя напряженность в Боснии объясняется тем, что ни одна из сторон не ощущает уверенности в отношении будущей структуры боснийского государства и своего статуса в этой структуре. Получив от НАТО ПДЧ, все стороны обретут ощущение безопасности и большую уверенность в необходимости основополагающих изменений, даже когда это будет трудно с политической точки зрения. С помощью НАТО реформы можно проводить постепенно; Македония участвует в ПДЧ с 1999 года, и сейчас она готова начать переговоры с Евросоюзом о вступлении.
Даже среди боснийских сербов, которые меньше всех настроены на сближение с НАТО, число выступающих за членство в альянсе составляет 35 процентов. Это выше, чем в Черногории, когда этой стране в декабре 2009 года был передан ПДЧ. Даже сербский лидер Милорад Додик, который оказался трудным партнером для международного сообщества, и тот выступает за членство Боснии в НАТО. Безусловно, националистически настроенные сербские политики могут объединиться и сообща выступить против членства, учитывая то, что НАТО в 1999 году бомбила Сербию. Но это вряд ли приведет к серьезным последствиям, в частности, из-за того, что Сербия, с которой боснийские сербы тесно связаны, также готовится к вступлению в альянс.
Если реформы действительно будут приняты, они заработают лишь при условии, что разрабатывать их и пользоваться их преимуществами будут все народы Боснии: бошняки, сербы и хорваты. ПДЧ крайне важен для Боснии, потому что он передает инициативу по реализации реформ и право пользоваться ими в руки боснийских лидеров. Этот план существенно отличается от международных установок и схем последних пятнадцати лет, которые реализовывал Офис высокого представителя по самому широкому кругу вопросов – от определения общего вида номерных знаков для автомашин до продления мандата международных судей, работавших в рамках расследования военных преступлений. Боснийские лидеры слишком часто прятались за спиной Высокого представителя, когда надо было принимать трудные решения. На сей раз руководство страны должно прекратить задавать вопросы о том, когда ему придут на помощь, и начать самостоятельно выполнять тяжелую работу. Оставшись один на один со своими проблемами, боснийские лидеры могут начать поступать правильно, как они поступали на протяжении последних месяцев, принимая новые законы для получения значительной помощи МВФ и облегчения визового режима с Евросоюзом. Однако позитивные перемены в Боснии будут проходить только постепенно, и встреча НАТО в Таллине это хороший первый шаг в данном направлении.
Первое испытание для боснийского руководства наступит еще до начала такого нового сближения с НАТО. Боснийских лидеров уже уведомили о том, что реализация их Плана действий по членству официально начнется лишь тогда, когда военные базы и имущество, необходимые для вооруженных сил, будут зарегистрированы как государственная собственность, а не как раздельная собственность одного из двух образований страны – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. До настоящего времени Республика Сербская удерживает под своим жестким контролем 23 базы, находящиеся на ее территории, что вызывает споры с федеральными властями. Будет непросто убедить республику отказаться от своих объектов, но притягательная сила НАТО должна сыграть свою роль.
Если страна пройдет через очередные напряженные выборы без хороших новостей, ее и без того неустойчивое стремление к вступлению в НАТО и к реализации реформ вполне может ослабнуть и полностью разрушиться. Если после выборов сохранится тупиковая ситуация, вполне может получиться так, что формирование нового правительства, куда неизбежно войдут бошняки, сербы и хорваты, окажется невозможным. Тогда государство останется без правительства – или и того хуже. Ставки высоки – и потому сейчас самое время для углубления связей между Боснией и НАТО.
Луиза Арбур – президент и исполнительный директор Международной группы по предотвращению кризисов (International Crisis Group), бывший главный обвинитель Международного трибунала по бывшей Югославии.
Генерал Уэсли Кларк - бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО. В настоящее время он член правления Международной группы по предотвращению кризисов и старший научный сотрудник Центра Беркла (Burkle Center) Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.