Во вторник я стал свидетелем беспорядков в Верховной раде – украинском парламенте. Депутаты дрались, бросали дымовые шашки и яйца, от которых спикера пришлось защищать тремя зонтиками.
Случившееся в очередной раз подчеркивает поляризацию между западными регионами Украины, считающими себя частью Центральной Европы, и восточными, склоняющимися к России.
Но все же, откуда такие страсти?
Их вызвало внезапное соглашение, которое президенты России и Украины подписали втайне, в духе «плаща и кинжала», шестью днями раньше, представленное парламенту для ратификации в тот день.
Сделка подразумевает 30–процентную скидку для Украины на российский газ при гарантированном объеме закупок на 10 лет. В обмен, Россия получила продление на 25 лет аренды черноморского порта Севастополя, в котором базируется ее Черноморский флот. Между тем, с учетом того, что цены на газ падают, президент Украины Виктор Янукович, вероятно, мог добиться скидки и без уступок на Черном море.
Конечно, драки в парламенте – это некрасиво. Однако столь же предосудительно подписывать международные соглашения с долговременными последствиями за спиной у общества и потом, через шесть дней, пытаться протолкнуть их в парламент. Борьба была неизбежной.
В начале своего правления г-н Янукович вроде бы пытался объединить страну и улучшить отношения с Западом. Пятого марта он нанес государственный визит в Брюссель, встретился там с председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу (José Manuel Barroso) и поговорил с ним об общих ценностях, энергетической безопасности и договоре о свободе торговли.
Г-н Янукович также заявил, что Украина постарается выполнить условия, поставленные Международным валютным фондом, когда он в 2008 году выделял ей 18,6 миллиардов долларов кредита. В свою очередь, с назначением премьер-министром Николая Азарова вроде бы ослабло противостояние между г-ном Януковичем и его соперницей – уходящим премьер-министром Юлией Тимошенко.
Сейчас, судя по некоторым признакам, можно сделать вывод о том, что визит в Брюссель носил в сущности косметический характер, и на самом деле г-н Янукович намерен развивать отношения с Москвой. После 5 марта состоялось уже не меньше семи российско-украинских встреч на уровне президентов и премьер-министров— фактически, по встрече в неделю. На период до 17 мая назначены еще четыре встречи.
Вечером перед знаменательной парламентской сессией премьер-министр России Владимир Путин нанес в Киев незапланированный визит. С собой он привез длинный список совместных проектов.
Речь идет, в том числе, о сотрудничестве по ядерным реакторам (в 24-ю годовщину Чернобыля!), строительстве моста между Россией и Крымом, сотрудничестве в авиационной отрасли и доступе России к украинской газотранспортной системе и к системе газохранилищ.
Договоренность между Украиной и Россией фактически кладет конец шансам на вступление Украины в НАТО в обозримом будущем. Если НАТО и Европейский Союз медлили принимать конкретные меры по украинскому членству, Кремль точно знал, чего он хочет.
Возможно теперь, когда соглашение с Россией, подписано и ратифицировано, г-н Янукович вернется к вопросу о договоре о свободной торговле а также к идее об «энергетическом содружестве» с Европейским Союзом. Украине, безусловно, пригодилось бы европейское финансирование, особенно займы Европейского инвестиционного банка.
Однако именно Кремль решает (по крайней мере, в настоящий момент), будет ли Украина интегрироваться в европейские структуры, и если будет, то до какой степени. Евросоюз, вновь парализованный внутренними разногласиями (на сей раз из-за Греции), хранит молчание.
Фридберт Пфлюгер – профессор международных отношений лондонского Кингс-колледжа и член национального совета германского Христианско-демократического союза.