Большой разговор о русской общине в Эстонии назрел давно. Я не буду оригинален и хочу поразмышлять в духе извечно русского вопроса "Что делать?". Общество разделено по национальному признаку и проблем в связи с этим — масса. Не буду перечислять, все и так их знают. Однако уже длительное время все попытки их решения оканчивались или неудачей, или заводили в тупик. Основная причина, на мой взгляд — отсутствие координации действий как общественных организаций, так и отдельных лидеров русской общины. Нельзя отбрасывать и противодействие государственных структур всем попыткам русского населения объединиться.
Координационный Совет российских соотечественников
В свое время, будучи членом Политического Консультативного Совета при Президенте России, я предложил идею создания под эгидой российских посольств консультативных советов соотечественников. В Администрацию на имя Президента была направлена соответствующая докладная записка, в которой говорилось, что такие структуры должны стать центром, вокруг которого будет строиться жизнедеятельность русских общин на постсоветском пространстве. Своего рода "теневые правительства", если хотите.
Апрель 2007 года показал, что необходимость такого центра, такого "теневого" правительства, стала явной. Здесь хочется напомнить слова премьера Ансипа в тот кризисный период, что власти не с кем разговаривать. И в какой-то степени он прав. Такой структурой мог бы стать созданный в июне 2007 года, сразу после апрельских событий, Координационный Совет российских соотечественников в Эстонии. Начался сложный период — власти открыли настоящую "охоту на ведьм", к которой уже впрямую, не таясь, подключились Полиция безопасности и Языковая инспекция, именуемая в народе "языковой инквизицией". Участники народного движения "Ночной Дозор", особенно его активисты, оказались, фактически, один на один с государственной машиной подавления инакомыслия. И в этот ответственный момент, когда со всей остротой встал вопрос организации защиты от национал-чиновничьего произвола, Координационный Совет фактически отстранился от этого.
Министр Лукас уже в открытую заявляет о необходимости закрытия русских школ. Директор издательства "Эстонская энциклопедия" Хардо Аасмяэ в прямом телеэфире заявил на всю страну, что через десять лет русских гимназий не будет, при этом призвал эстонских политиков не лукавить в этом вопросе. И это в Европе, трепетно относящейся (на словах?) к правам национальных меньшинств! А Координационный Совет озабочен вопросом изучения русского языка в эстонской школе.
Что же мы имеем сейчас? Мы имеем Координационный Совет, но не имеем координации. Кто-нибудь может сказать, что и кого наш КС "скоординировал", кроме, конечно, его членов? Вопрос из категории риторических. То есть, нет того, ради чего (на наш взгляд) все это затевалось, чего мы все ожидали. Нет единой команды, под которой могла бы выстроиться пирамида, система управления общиной. КС в настоящее время — группа людей, работающих в той или иной общественной сфере, но работающих ТОЛЬКО на себя. Грубо говоря, в этом "теневом правительстве" есть амбициозные владельцы "свечных заводиков", но нет "министров", каждый из которых отвечал бы за отдельные "отрасли", в нашем случае — за сферы жизнедеятельности общины. Складывается впечатление, что эта структура необходима, в первую очередь, "верхам" и бесполезна "низам".
Хотя, если судить по разработанному где-то в недрах российского МИДа и переданному в Государственную Думу России проекту нового Закона о соотечественниках, неряшливо и наспех составленному, абсолютно не учитывающему реалии и предложения самих соотечественников, эти самые "верхи" не очень-то и озабочены вопросами жизнедеятельности русской диаспоры, интересами этих самых "низов".
В этом документе дана неуклюжая, на наш взгляд, попытка определиться, что это за "зверь такой" — страновой Координационный Совет. Непонятны его функции, а отсюда и его состав: если основная задача этих структур — экспертные оценки проектов тех или иных решений российских властей, тогда понятно стремление внешнеполитического ведомства опираться на тех людей, которых оно считает компетентными, и здесь мнение представителей России имеет несомненный приоритет. Если перед КС ставится задача координации разрозненных действий многочисленных организаций соотечественников, тогда непонятно упорное нежелание чиновников от дипломатии предоставить самим организациям право выбирать своих координаторов. На наш взгляд, эта коллизия требует незамедлительного разрешения.
Конференция российских соотечественников Эстонии
В конце мая состоится очередная Конференция российских соотечественников Эстонии и очень хотелось бы, чтобы не был повторен "спектакль" двухлетней давности в театре марионеток, когда главным действием той конференции была "драчка" за места в состав делегации от Эстонии на различные форумы российских соотечественников.
Наверное, надо всем четко определиться, что же такое этот КС? Если это коллектив экспертов по вопросам, связанным с проблемами соотечественников, тогда это другая тема, другой разговор. Ежели это, условно говоря, "теневое правительство" русской диаспоры, то хотелось бы увидеть его, КС, таковым. На мой взгляд, русская община остро нуждается именно в такой, координирующей структуре.
Возможно, я максималист и, к тому же, по выражению одного из лиц, приближенных к российскому Посольству, "неправильно понимаю функции и задачи нынешних координационных советов", но попытки создать универсальную и единую для всех заграничных русских общин систему взаимоотношений диаспоры и Отечества обречены на провал. Я всегда считал и считаю, что передача соотечественников под крыло МИДа была ошибкой: дипломатическое ведомство в силу специфики не может позволить себе то, что делал ликвидированный Миннац РФ. А Координационный Совет российских соотечественников является, пусть неформальной, но все-таки структурой МИД России и он также ограничен рамками консульских конвенций, международными договоренностями. Он не должен создавать "неудобства" российским дипломатам. Судя по всему, ожидания превращения нашего КС в координирующую структуру русской диаспоры немного наивны и реализованы НЕ будут.
Координационный Центр русской общины
В конце мая состоится очередная конференция российских соотечественников Эстонии, и, судя по всему, организаторы и большинство участников конференции будут заняты проблемами, далекими от обеспечения жизнедеятельности русской диаспоры. Уже определен состав делегатов будущей конференции. Из полутора сотен заявок от организаций российских соотечественников организаторами отобраны 40 представителей, причем персональный отбор кандидатов проводили те, кто должен на этой конференции отчитываться о проделанной работе и кого должны переизбирать, т.е. сами члены Координационного Совета, коих насчитывается ровно десять человек. И, как этого следовало ожидать, в список "счастливцев" не попали те лица, кто посмел критиковать работу как самого КС, так и его членов, кто выступал с различными инициативами, не вписывающимися в "генеральную" линию чиновников от российской дипломатии. Остается только выразить сочувствие новому Послу Российской Федерации в Эстонской Республике, которому уходящий с этой должности Н.Н.Успенский оставляет, в пожарном порядке, такой "подарок".
Поэтому, думается, русская диаспора должна сама определиться, как ей жить дальше, ибо надеяться придется только на себя.
С учетом отношения эстонской части общества к роли и месту "некоренного" населения в общественной жизни страны, настала пора реализации принципа сосуществования в рамках одного государства двух общин — эстонской и русской — "Не можем жить вместе — будем жить рядом". До лучших, как говорится, времен. Настало время серьезного разговора о путях движения русской диаспоры, создания ее координирующего центра.
Начинать надо, на мой взгляд, с общего собрания представителей русских организаций, как говорится "от края до края", невзирая на политические пристрастия и личные взаимоотношения. И не столь важно, как оно будет называется: Съездом, Русским Форумом, Вече, Конференцией, важна суть, а именно — определиться, как нам всем жить дальше.
То, что русским нужно свое представительство, не отрицает никто, даже нынешний премьер-министр. Почти двадцатилетний опыт политических баталий в стране показал, что надежды на то, что какая-то эстонская политическая сила сможет решить наши проблемы — иллюзорны, что надо самим решать все вопросы, не надеясь на "добрых дядюшек" ни с Востока, ни с Запада, рассчитывать, прежде всего, на себя.
И первым шагом к этому может быть формирование представительного органа русской общины. Опыт создания такой структуры имеется — в начале 90-х, когда стало ясно, что некоренное население будет лишено права участия в референдуме по Конституции ЭР и не сможет выбрать своих депутатов в парламент Эстонии, часть русских депутатов бывшего Верховного Совета Эстонии совместно с представителями Русского Демократического Движения, Интердвижения Эстонии, Республиканского Забастовочного Комитета и Объединенного Совета трудовых коллективов создали свой "парламент" — Представительную Ассамблею. Интерес к этой структуре был огромен. И не только со стороны местных властей, но и европейских структур. Позднее на ее базе возникла Объединенная Народная партия, которая в течение 8 лет имела свою фракцию в Рийгикогу. Я не собираюсь здесь давать оценку работы ОНПЭ, приведшей к ее фиаско, скажу только одно — новые времена требуют новых подходов, новых идей и новых людей.
Одним из ключевых моментов этого форума должен стать вопрос организации и проведения выборов представителей неэстонского населения в Центральный Совет русской диаспоры (название условное, как одно из возможных), совмещенных по времени с выборами в Рийгикогу или накануне их. На этом собрании мог бы быть определен состав Центральной Избирательной Комиссии и согласованы кандидатуры руководителей региональных (окружных) избирательных комиссий, а также утверждено Положение о Центральном Совете, проект которого готовится рабочей группой по проведению форума. Избирательная Комиссия после форума могла бы заняться составлением списка кандидатов на выборы в Центральный Совет. При разработке Положения надо учесть, что далеко не все представители диаспоры, умеющие и желающие работать в интересах общины, как говорится, "на слуху". Для них должны быть выделены места в ЦС, которые будут заниматься в порядке кооптации. Общество не настолько богато интеллектуальным потенциалом, чтобы разбрасываться грамотными, умеющими работать людьми.
Конечно, важным вопросом будет финансирование этой программы. И здесь организаторы вправе рассчитывать на поддержку местного бизнеса, особенно на тех, чья деятельность связана с Россией. Думается, в проведении выборов в регионах должны быть заинтересованы местные органы самоуправления. Да и Правительство не должно остаться в стороне, если учитывать, что Центральный Совет будет в определенной степени выполнять функции руководящего органа Культурной Автономии, взяв на себя значительную часть функций КА, определенных эстонским законодательством. Следует также обратиться и к европейским структурам, в том числе и неправительственного сектора.
Но главное — это люди. А они имеются, это мы увидели, когда активисты движения "Ночной Дозор" и члены новых молодежных организаций, практически на голом энтузиазме, проводили мониторинги общественного мнения и кампанию "Честные выборы". Сейчас формируется рабочая группа по организации и проведению собрания представителей русской диаспоры и организаторы приглашают всех желающих и умеющих работать.