Более шести часов продолжались переговоры Александра Лукашенко и Виктора Януковича. Так долго белорусский президент обычно засиживался лишь со своими российскими коллегами. Но те встречи, особенно последних нескольких лет, сжигали Лукашенко немало нервных клеток и прибавляли седины. Диалог же с новым президентом Украины, наверняка, прошел в совершенно иных тональностях и к взаимному удовлетворению.
Несмотря на то, что повестка встречи Лукашенко и Януковича готовилась несколько суматошно, к переговорам обе стороны подошли с набором основательных, цементирующих будущее отношений предложений, которые уже к середине июня должны быть оформлены в «дорожную карту».
Переговорная идиллия между нынешними властями Беларуси и Украины во многом объясняется безоблачными личными взаимоотношениями лидеров двух стран. Несмотря на давнее личное знакомство, у Лукашенко и Януковича просто не было поводов чем-либо подпортить отношения, так как до сих пор они играли в разных лигах.
Выход Януковича на один лидерский уровень с Лукашенко позволяет украинскому президенту смело заявлять о новой странице в отношениях с Беларусью, а его минскому коллеге без риска ущемить чьи-либо интересы принять предложение о ревизии имеющихся в отношениях двух стран вопросов.
Тем более что белорусская сторона к этому процессу начала готовиться заблаговременно. С позиций сегодняшнего дня долгожданная для Украины ратификация белорусским парламентом договора о госгранице выглядит уже не прощальным подарком для Виктора Ющенко, а предусмотрительной запевкой скорого диалога с новым украинским лидером, кто бы им не стал.
Стал Янукович. Его Лукашенко поздравлял с победой на президентских выборах еще в ноябре 2004 года. Но пожеланиям динамичного и поступательного развития отношений помешала «оранжевая» революция, уровень контактов между Минском и Киевом опустившая ниже плинтуса. Только-только оформивший на референдуме право баллотироваться на третий президентский срок и готовившийся к новой избирательной кампании бессменный белорусский лидер рефлекторно отгородился от новых властей Украины, опасаясь попыток экспорта демократии или революционных вирусов с ее стороны.
Отпустило под давлением внешних — и российского, и западного — фактора лишь тогда, когда Ющенко уже был «хромой уткой». И этот его статус в Минске дальновидно использовали для разогрева белорусско-украинских отношений.
Вопрос демаркации госграницы с Беларусью для Украины имеет весьма важное политическое значение. Торможение его решения серьезно осложняет Киеву задачу по интеграции в общее европейское пространство, а эту задачу Янукович обозначил приоритетом внешней политики. В этой же плоскости можно рассматривать и весьма оперативную нормализацию отношений с Россией, с которой у Украины также есть проблемный пограничный вопрос в Керченском проливе.
Тема украинско-российских отношений, кстати, в ходе встречи Лукашенко и Януковича, наверняка, обсуждалась, но за пределы зала для переговоров не вышла, а это может говорить о том, что Киев сегодня не заинтересован вплетать в свой диалог с Москвой белорусский вопрос.
Зато, вероятно, сможет подсобить на западном направлении. В 2011 году Украина будет председательствовать в Совете Европы, в связи с чем у Беларуси появятся «новые возможности» — к примеру, стать членом этой организации, в чем Янукович не сомневается. Правда, к тому времени президенту Украины еще не доложили о решении Парламентской ассамблеи Совета Европы ограничить с Беларусью контакты высокого уровня в связи с незначительным прогрессом страны на пути демократизации.
Вероятно, не в курсе был (либо его это совсем не смутило) и Лукашенко, который по итогам переговоров с Януковичем прошелся по теме геополитической ситуации в регионе.