По мере того, как Соединенные Штаты продолжают осуществлять двойную миссию по государственному строительству и борьбе с терроризмом в Афганистане, международные обозреватели все чаще подмечают параллели между Афганистаном и войной во Вьетнаме. В мире после холодной войны, для которого характерна множественность сфер влияния, ключевая роль американского вмешательства остается несомненной, но при этом важен вопрос о том, как его следует приспосабливать к местным условиям. Это не может в огромной степени не сказаться на результатах нашей деятельности в Афганистане – да и во Вьетнаме.
Каждый год в последние дни апреля вьетнамская диаспора за рубежом вспоминает «черный апрель» 1975 года, в котором мы потеряли нашу родину - Южный Вьетнам, -уступив вторгшимся северовьетнамским коммунистам. Лично я хорошо помню тот ужасный день в 1975 году. Мы были в лагере при американской базе на Гуаме, и мама повела нас в тот вечер смотреть мультфильмы. Я видел, как искажались от отчаяния и неверия лица взрослых, когда по системе оповещения нам объявили, что Южный Вьетнам капитулировал.
Сейчас, тридцать пять лет спустя, мы видим новое вторжение во Вьетнам - на этот раз не военно-идеологическое, а экономическое, вторжение иностранных конгломератов. Однако в то же время Вьетнам просто оправдывает поговорку о том, что « высокий прилив поднимает все лодки». Я, давно будучи американцем вьетнамского происхождения, могу только воображать, чем был бы сейчас Вьетнам, если бы его не сковывали коммунистические догмы, которые благоприятствуют немногим, за счет большинства. Страна, которую 40 лет назад Дэвид Халберстам (David Halberstam) назвал «одной из пяти или шести стран воистину жизненно важных для американских интересов» сейчас зачастую оказывается в различных списках главных нарушителей прав человека. Вместо того, чтобы стать лидером прогресса, Вьетнам продолжает безнадежно отставать, и глядеть на север в поисках легитимирующей идеологии для нового тысячелетия.
Главное сходство между двумя войнами в том, что обе они ведутся нетрадиционными методами. Основное правило таких войн – отсутствие правил. Наше военное руководство добилось здесь значительных успехов. От генерала Дэвида Петреуса (David H. Petraeus) и генерала Стэнли Маккристала (Stanley A. McCrystal) до командиров на местах военные многое сделали для того, чтобы напомнить нам, что одной грубой силой невозможно добиться «победы». В сущности, в эпоху Интернета психологическая война, вероятно, даже важнее пушек и снарядов.
Профессор Эндрю Уист (Andrew Wiest) в своей книге «Забытая армия Вьетнама: героизм и предательство в АРВ» («Vietnam's Forgotten Army: Heroism and Betrayal in the ARVN») справедливо указал на то, что главный провал в оклеветанной южновьетнамской армии был не с кадрами и с тактикой, а со стратегией и концепцией. Короче говоря, по его мнению, несмотря на усилия президента Никсона по «вьетнамизации», вооруженные силы Южного Вьетнама были «недостаточно вьетнамскими».
Действующая администрация учла этот урок и приняла разумное, хотя и неоднозначное решение последовать примеру администрации Буша и воздержаться от указания четких сроков по Афганистану. Это находилось в резком контрасте с изначально принятым ей ошибочным решением опубликовать график вывода войск из Ирака. Это был политически популярный в стране, но неразумный с геополитической точки зрения шаг, что доказывают последние теракты в Ираке. С каких пор террористы стали убивать и калечить свои жертвы по графику?
Вторая общая черта – концепция победы в условиях борьбы современного государства против режима-изгоя. Даже если мы сумеем добиться в Афганистане большего военного успеха, как мы сможем «победить» врага, который ни перед чем не остановится, чтобы достичь «победы», в том числе перед бессмысленными актами терроризма против невинных людей? Более того, такой враг готов дожидаться, пока мы не уйдем из страны, и лишь потом продолжить свою разрушительную деятельность. Именно это и произошло в Южном Вьетнаме, когда в конце 1973 года из него начали уходить американские войска. Чтобы добиться успеха, определять, что противник будет считать «победой» должны мы, потому что в условиях нетрадиционной войны, победа все равно остается игрой с нулевой суммой.
Остается вопрос об интересах США в Афганистане и Вьетнаме. Сегодня давление глобализации в определенном смысле зачастую препятствует защите наших интересов; говоря конкретнее, права человека и либерализация не должны исключать защиту национальных интересов США. Однако, с другой стороны, когда, от Вьетнама до Китая, американские политики считают, что прибыли важнее людей, это приносит выгоду в кратковременной перспективе, но гибельно в долговременной. Мы рискуем потерять «сердца и умы» простых людей, равнодушных к авторитарной догматике, но и не понимающих идеалов и целей Америки.
Во Вьетнаме, в котором власть по своему произволу арестовывает и бросает в тюрьмы ведущих интеллектуалов и представителей молодежи, апологеты режима постоянно твердят, что если Соединенные Штаты не будут умиротворять вьетнамское руководство, Ханою придется теснее сблизиться с Китаем. Это наивные утверждения, потому что, как знает любой, кто родился в Азии, никто не ненавидит китайцев сильнее, чем вьетнамцы.
Я надеюсь, что Соединенные Штаты в итоге смогут направить Вьетнам на правильный путь – на путь к более открытому обществу, как они пытаются сделать в Афганистане и Ираке. Это может оказаться трудно, но не невозможно. Мы должны искать и поддерживать влиятельных людей за пределами коммунистической партийной иерархии. Нам следует использовать ресурсы Национального фонда развития демократии для развития гражданских институтов, альтернативных СМИ, блогов. Тот факт, что юные активисты в Сайгоне и Ханое, да и по всему миру, рискуют своими жизнями, чтобы добыть копию книги Джин Шарп (Gene Sharp) «От диктатуры к демократии» («From Dictatorship to Democracy»), свидетельствует об уникальной роли Америки в мире.
Баоки Н. Ву больше 30 лет живет в Атланте. В 1975 году его семья покинула Сайгон незадолго до того, как армия коммунистического Северного Вьетнама захватила Южный Вьетнам. При президенте Джордже Буше он входил в состав Президентской консультативной комиссии по делам американцев азиатского происхождения и уроженцев островов Тихого океана.