Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина балансирует между Востоком и Западом

© коллаж ИноСМИукраина мир сша россия ес
украина мир сша россия ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинские депутаты часто дерутся в здании парламента. 27 апреля они бросали друг в друга яйца и взрывали дымовые шашки, а представители оппозиционных партий обвинили нового президента Виктора Януковича в том, что он продал страну России за несколько серебреников. Украина вновь стала вести игру, правила которой она знает лучше всего – балансировать между Востоком и Западом.

Украинские депутаты часто дерутся в здании парламента. 27 апреля они бросали друг в друга яйца и взрывали дымовые шашки, а представители оппозиционных партий обвинили нового президента Виктора Януковича в том, что он продал страну России за несколько серебреников.

Украина вновь стала вести игру, правила которой она знает лучше всего – балансировать между Востоком и Западом.

Янукович сначала, казалось, делал авансы в сторону Запада. Свой первый иностранный визит он совершил 1 марта в Брюссель, где он говорил правильные слова. В Вашингтоне 12-13 апреля Янукович весьма кстати обеспечил Обаме попадание в заголовки, в чем тот сильно нуждался, так как созванный президентом США саммит по нераспространению (ядерного оружия) не принес никаких других результатов.  А Украина согласилась избавиться от своих запасов обогащенного урана.

Но уже в то время появились признаки движения в противоположном направлении. Украинский президент и премьер-министр примерно раз в неделю встречались со своими российскими коллегами. Киев подал ранний сигнал, распустив 3 апреля «Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции». Одновременно он начал публичную дискуссию об отмене закона 2003 года о проевропейской политической ориентации и замене его на закон о «нейтральном и внеблоковом» статусе. Это было закономерно, если учитывать то обстоятельство, что Янукович, судя по всему, был уже готов формально объявить о том, что Украина больше не заинтересована в Плане действий по членству (ПДЧ). Кроме того, сотрудничество между Украиной и НАТО было существенным образом сокращено, и, по всей видимости, существовавшая до последнего времени традиция проведения совместных учений Украина-НАТО теперь не найдет поддержки при голосовании в парламенте.

Что касается соглашения с Россией, о котором символично было объявлено 21 апреля в русскоговорящем украинском городе Харькове,  то это вообще было нечто особое. Украина торжественно согласилась на продление на 25 лет - вполне в стиле договора об американской базе Гуантанамо - аренды российским Черноморским флотом базы в расположенном в Крыму Севастополе. Флот должен был покинуть Севастополь в 2017 году, но теперь он останется там до 2042 года. Россия ведет переговоры о приобретении боевых кораблей у Франции, однако Украина, судя по всему, еще не прояснила вопрос о том, какие российские корабли имеют право базироваться в Севастополе.

В обмен на это Украина получила 30-процентную скидку при покупке российского природного газа. Более того, было принято решение о реализации целой серии совместных российско-украинских проектов в области энергетики, электроэнергетики, авиации, использования портов, а также в других секторах экономики, о чем было объявлено 30 апреля. Киев также согласился на неограниченную свободу действий для российского капитала на Украине, хотя при этом ничего не было сказано об украинских компаниях, работающих в России.

Все это вызвало бурные дискуссии о том, что Запад «теряет Украину». Не обошлось и без некоторой путаницы. Когда Хиллари Клинтон сказала, что Запад привык к тому, что Украина «балансирует» между Западом и Россией, она, возможно, не совсем мудро добавила, что «нам это понятно». На самом деле, практика того, что мы в другом месте назвали  «коллективным титоизмом» (collective Titoism) все шире распространяется по всей Восточной Европе.

Однако почему Украина вдруг решила так сблизиться с Россией? Даже бывалые люди эпохи Кучмы (1994-2005) признались, что такое не могло бы произойти в их время, когда Украина вела игру, находясь на большей по дистанции равной удаленности.

Так что же происходит? Маловероятно, чтобы новые украинские власти отказались от своей традиционной тактики использования восточной карты в игре против Запада, а также от попыток получать ресурсы от обеих сторон.

Напрашиваются четыре возможных объяснения:

1. К власти на Украине пришли славянские русофилы, и в таком случае эти изменения будут носить долговременный характер. 

2. Все в краткосрочном планировании Януковича основывается на дешевом газе, и в таком случае Украина достаточно скоро возобновит  привычное для себя балансирование.

3. Украина проводит политику переменного балансирования – сначала они возьмут все что могут от русских, а затем повернутся в сторону Запада. Такого рода вариант игры в балансирование между двумя альтернативами может продолжаться неопределенно долго.

4. Украину, в действительности, захватило «энергетическое лобби», которое считает, что можно получить большую прибыль в наименее прозрачных частях местного газового бизнеса, и, если необходимо, это будет сделано в сговоре с русскими. Но в таком случае следует иметь в виду, что мир изменился после газового кризиса в январе 2009 года. Мир будет более внимательно за этим наблюдать, и доброе имя Украины как надежного партнера может быть поставлено под угрозу.

Первое объяснение представляется наименее вероятным (так в тексте - прим. перев.). Новый министр образования Дмитрий Табачник -  известный украинофоб, а Янукович начал давать обратный ход политике в области истории, которая проводилась во время правления Ющенко. Отвечая на вопрос в Совете Европы 27 апреля этого года он заявил, что Голодомор (организованный Сталиным голод в начале 1930-х годов) не был геноцидом, как это пытался представить Ющенко, и в действительности голод был широко распространен «на Украине, в России, в Белоруссии и Казахстане». Это убирает ключевой раздражитель в отношениях с Россией, хотя новая элита мало интересуется вопросами культурной политики, и это относится также и к русскому по происхождению премьер-министру Николаю Азарову. Они просто хотят защитить свой задний двор.

В поддержку второй теории можно привести значительное количество доказательств. Скидка к цене на газ позволила Азарову представить бюджет 2010, рассмотрение которого долгое время откладывалось, и при этом у премьер-министра теперь меньше сложных проблем. Киев надеется на то, что это сможет убедить МВФ предоставить дополнительную помощь. Главная энергетическая распределительная компания «Нафтогаз Украины» смогла избежать банкротства.

Но это автоматически нельзя считать хорошим вариантом. Газ будет стоить Украине 330 долларов за 1000 кубометров (так в тексте, на самом деле цена со скидкой $236 за 1000 кубометров - прим. перев.), что больше той цены, которую многие платят на Западе. Ей необходимо прежде всего сократить свое чрезмерное потребление энергоносителей, а также отказаться от арбитражных операций, которые порождают в больших масштабах коррупцию.  Ей также предстоит предпринять несколько нелегких шагов  в фискальной области, что будет еще сложнее сделать с учетом 15-процентного снижения ВВП в 2009 году, а также недальновидных мер и финансовых ухищрений правительства Тимошенко в последние два года. Официально дефицит бюджета составляет 5,3 процента ВВП, однако и пенсионный фонд имеет огромный дефицит, а «Нафтогаз Украины» не является единственной государственной корпорацией, находящейся на грани банкротства. Железнодорожный транспорт страны также находится в тяжелейшем положении.

Евросоюз, несомненно, хотел бы того, чтобы Украина вернулась к тому плану, который содержался в подписанных Киевом договоренностях и которые так и не были выполнены в 2009 году. Кроме того, дешевый газ замедляет темпы проведения реформ. И даже с учетом 30-процентной скидки Украине все равно приходится много платить за газ. Первоначально обсуждался вариант еще большей скидки - до уровня цены для Белоруссии (в настоящее время 171,50 доллара), но это сделало бы реформу энергетики еще менее вероятной. Поэтому Украина вынуждена будет вернуться как к МВФ, так и к Евросоюзу. Обе эти организации должны в момент ее возвращения сохранять хладнокровие и хорошо разыграть свои карты.

Однако четвертый вариант существенно осложнит ситуацию. Очевидно, что коррупция возвращается в энергетический сектор. Хотя печально известная посредническая компания «Росукрэнерго», возможно, больше не существует, украинские «бизнесмены», ориентированные на спекулятивные доходы, не имеют никакой другой реальной бизнес-модели, кроме как получение выгоды от арбитражных сделок. И остающаяся для них возможность – это попытка использовать все еще значительное различие в цене, которую платят предприятия и обычные частные потребители. Еще одна возможность связана с тем, что и российский, и туркменский газ поступают на Украину по одной трубе, однако цена за их транзит и их экспортная цена отличается друг от друга. В Харьковском соглашении упоминается новая «посредническая» компания, и умышленное смешение двух этих типов газа является для нее еще одним способом получения прибыли.

Украина не «потеряна». Балансирование в стиле Тито слишком глубоко укоренилось в сознании элиты этой страны. Однако есть угроза того, что Украина станет намного более неудобным партнером для Евросоюза, чем это казалось в тот момент, когда Янукович одержал победу на выборах в феврале этого года.

 

Эндрю Уилсон, Европейский совет по международным отношениям