Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ведущая к расколу политика руководителей еврозоны

Сложившая чрезвычайная ситуация с необходимостью оказания помощи Греции означает не просто экономический кризис; она высветила несостоятельность политической воли в масштабе всего европейского проекта

© коллаж ИноСМИКризис в Греции – конец утопии о Еврозоне?
Кризис в Греции – конец утопии о Еврозоне?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О финансовом кризисе в Греции и об опасностях, подстерегающей евро, было сказано немало; чаще всего звучат слова о том, что ошибкой было торопиться с организацией европейского валютного союза, опережая политический союз. Такая в своей основе экономическая точка зрения отражает фундаментальное непонимание того, что по сути своей Европейский Союз - это союз политический, и именно поэтому Германия оказалась столько тесно связана с Грецией, Испанией и Португалией.

О финансовом кризисе в Греции и об опасностях, подстерегающей евро, было сказано немало; чаще всего звучат слова о том, что ошибкой было торопиться с организацией европейского валютного союза, опережая политический союз. Такая в своей основе экономическая точка зрения отражает фундаментальное непонимание того, что по сути своей Европейский Союз - это союз политический, и именно поэтому Германия оказалась столько тесно связана с Грецией, Испанией и Португалией. Однако ему недостает механизма повседневного политического руководства, и хотя бы небольшой толики политической воли, отсутствующей у большинства его членов. В наши дни беда этого союза в том, что ныне руководящее им поколение политических лидеров, приходится, видимо, считать самым слабым со времён Второй мировой войны.

Греция стала десятым по счёту членом Европейского сообщества, как оно тогда называлось, вступив в него в 1981 году, всего через семь лет после падения военной диктатуры, стоявшей у власти с 1967 года. Если быть еще точнее – после длительного периода нестабильности послевоенной эпохи, после кровавой гражданской войны, ставшей исходом жестокой оккупации Греции странами Оси в период Второй мировой войны. Она, таким образом, не имела опыта длительной политической стабильности и ведения хозяйства. Но «холодная война» была в разгаре, а Греция по своему географическому положению играла решающую роль в обеспечении политического равновесия. И вот,  с одной стороны, чтобы исключить риск вовлечения её в советский лагерь, а с другой стороны, чтобы не допустить втягивания её в конфликт с Турцией после войны 1974 года на Кипре, было решено как можно быстрее ввести её в сообщество стран Запада. Этот шаг представлялся весьма целесообразным; была поспешно произведена политическая, а также, что особенно важно, экономическая реформа, и Греция получила членство в союзе европейских стран –  по-видимому, раньше, чем была к этому по-настоящему готова. Иными словами, политический расчёт оказался превыше любого другого – что в общем и нормально для политического союза.

Во многом аналогичная ситуация складывалась в Испании и в Португалии, вступивших в Евросоюз в 1986 году после многолетнего периода военной диктатуры. Их вступление тоже носило характер политически неотложной меры и произошло до того, как эти страны смогли радикально перестроить свою экономику. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они тоже с трудом справляются с финансовым кризисом, как и с пребыванием в зоне евро, из-за чего они не располагают достаточным пространством для валютных манёвров.

Хотя схожий специфичный анамнез есть у этих трех стран, политический императив, примененный к ним, действителен для всего Евросоюза: с самого начала первые шесть государств-основателей объединились по политическим соображениям; так же и каждая новая страна-член союза при своём вступлении в него руководствовались преимущественно политическим расчётом. Несомненно, привлекательность растущего союза во многом определялась преимуществами области торговли и экономики, которые давало членство в нем; однако эти преимущества были следствиям принятой политической основы, а не наоборот. В этом – истинным смысл фразы «крепнущий союз европейских народов» из преамбулы Римского договора, учредительного документа Евросоюза.

Долгие годы прочность этого договора была такова, что в нём не уточнялось, каким образом нужно обеспечить эту «крепость союза», и каждое поколение достигало её по-своему, ориентируясь по ситуации. Основатели европейского объединения исходили в целом из того предположения, что все присоединившиеся страны будут проявлять свою политическую волю - собственно, это было для них сутью всей этой затеи, - а в периоды, когда это будет необходимо, и политическое руководство. В прошлые годы оба эти положения частенько не оправдывали себя; и особенно явственно это вырисовалось в нынешнем кризисе евро: политическая воля минимальна, особенно со стороны основных действующих лиц, Греции и Германии. 

Позиция Греции (не говоря уже о том, что национальные балансы в течение нескольких лет, особенно непосредственно перед вступлением в зону евро, фальсифицировались) заключалось в том, что она пассивно ждала, пока ЕС, в соответствии со статьёй о солидарности, разрешит её основные проблемы. Так это обычно и происходило в сообществе, начиная с 1974 года. И теперь, когда остальные страны-члены еврозоны хотят надёжных, вызывающих их доверие, обязательств о проведении реформы, прежде чем передать кучу денег, Греция приняла вид оскорбленного достоинства, граничащего с раздражением.

С другой стороны, замкнутость Германии, словно дела еврозоны её не касаются, обнаруживает аналогичное отсутствие воли; Ангела Меркель практически исчезла с политической арены. Безусловно, ей можно только посочувствовать: сложно ожидать, что немецкие налогоплательщики, идущие на пенсию в 63 года, с радостью станут оплачивать долги греческих налогоплательщиков, которые выходят на пенсию уже в 50 лет. Но сейчас все обсуждение этого вопроса отдано в Германии на откуп средствам массовой информации, которые всячески раззадоривает оппозиция; а действующее правительство, в частности, госпожа Меркель, высказывается только, если уж совсем припрут к стенке, и то крайне неохотно. Можно было бы во всеуслышание заявить о достоинствах евро и предпринять шаги, чтобы его обезопасить, не прибегая к немедленному спасению должников.

Такое взаимно разрушительное поведение, которое усугубляет паника среди остальных членов Евросоюза и его учреждений, было прискорбной тактикой и в январе, когда всё началось. И вот уже май, а добиться удалось мало чего, если не считать постоянного падения уверенности в евро. А ведь это – приговор тем, кого называют руководителями Европы; своим грехом деяния и недеяния они допустили разрушение порученного им здания единой Европы, приносившего союзу мир и процветание на протяжении более 60 лет. Если этот процесс будет продолжаться и экономический дискомфорт превратится в катастрофу, политический результат будет ужасающим. Скажем прямо: если эти руководители не смогли справиться с кризисной ситуацией на фоне преуспеяния, мало шансов, что они окажутся более ловкими, когда им придется работать в условиях рецессии или с депрессии. А именно к этому и ведёт продолжающийся кризис евро.