«Мы преодолели спад, но это не значит, что кризис остался позади». Слова председателя правительства РФ Владимира Путина, произнесённые им несколько недель назад в Государственной Думе, наилучшим образом отражают состояние дел главного мирового производителя энергоносителей. Согласно прогнозам Международного Валютного Фонда, в этом году экономический рост составит 4,2%, а в 2011 будет 4,3%, то есть более чем в два раза выше, чем в любой из промышленно развитых европейских стран, США и Японии, и, по сути дела, она стала первой крупной мировой экономической державой, формально вышедшей из кризиса.
Основным объяснением столь высокого экономического показателя является рост цен на нефть, произошедший в первом квартале года. В апреле, цена нефти на мировых рынках поднялась до 87 долларов за баррель, достигнув таким образом самой высокой отметки за последние 18 месяцев. Если принять во внимание, что углеводороды составляют более 10% российского ВВП (а по оценкам МВФ, и все 25%) и дают более 50% экспортных поступлений, неудивительно, что кризисы в России совпадают с периодами колебания цен на нефть. В декабре 2008 года цена барреля нефти опустилась до 32 долларов, обозначив начало самого мрачного периода для российской экономики за последние 15 лет. ВВП упал на более чем 7,9%. За прошедший квартал среднегодовые темпы экономического роста составили 4,9%, а ОПЕК объявила о том, что спрос на нефть в этом году достигнет своего исторического максимума и составит 86,6 миллионов баррелей в день. Из этого количества почти 10 миллионов приходится исключительно на российские экспортные поставки. Правительство РФ прогнозирует рост ВВП в этом году на уровне 3,3%, хотя и допускает возможность увеличения этого показателя до 4%, что соответствует выкладкам МВФ.
Аналитики согласны с тем, что именно эта зависимость от экспорта нефти привела к быстрому выходу из кризиса. Высокие ставки налогов, которыми российские власти обложили экспорт энергоносителей (доходы от которого составляют 35% поступлений в государственную казну) позволили создать стабилизационный фонд и предпринять ряд предупредительных мер, таких как снижение налоговых ставок (что способствовало притоку иностранных инвестиций и увеличению внутреннего спроса) и сильное вливание государственных средств в проекты развития производства. Это является одним из главных отличий от кризиса 1998 года, заставшего врасплох страну, которая никак не планировала налогообложение.
Помимо хронической зависимости от экспорта нефти, подвергающейся серьёзной критике со стороны международных организаций, в своём последнем докладе Организация экономического сотрудничества и развития обращается к правительству России с просьбой не отказываться слишком быстро от планов по поддержке экономики. Сами высокопоставленные должностные лица из администрации Президента признали, что у тех планов есть срок давности и что как только экономика начнёт выходить из кризиса, они должны постепенно отменяться, не уточнив, однако, как и когда это произойдёт. В 2009 году расход бюджетных средств в России составил 24,7% ВВП.
Проблема заключается в том, чтобы понять, на каком этапе выхода российской экономики из кризиса следует отказаться от мер государственной поддержки. По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, всё будет зависеть от того, насколько быстро эти финансовые потоки заменят частные инвестиции. В этой связи было рекомендовано отменить протекционистские меры, ставящие в привилегированное положение местную промышленность и дискриминирующих иностранных инвесторов. За последние недели эти самые инвесторы продемонстрировали своё доверие к России, немедленно отреагировав на размещение еврооблигаций.