Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

BP угрожают миллиардные расходы на борьбу с последствиями разлива нефти

© REUTERS/U.S. Coast GuardРазлив нефти в Мексиканском заливе
Разлив нефти в Мексиканском заливе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нефтяное пятно, расплывающееся по Мексиканскому заливу, уже уменьшило текущую рыночную стоимость BP на 32 миллиарда долларов. Судебные иски, штрафы, ликвидация последствий и восстановление репутации, несомненно, будут стоить компании еще много миллиардов и могут привести к остановке компании на многие годы.

Нефтяное пятно, расплывающееся по Мексиканскому заливу, уже снизило текущую рыночную стоимость BP на 32 миллиарда долларов. Судебные иски, штрафы, ликвидация последствий и восстановление репутации, несомненно, будут стоить компании еще много миллиардов и могут привести к остановке компании на многие годы.

Однако продолжающаяся экологическая катастрофа вряд ли приведет к разорению одной из крупнейших нефтяных компаний мира.

В 2008 и 2009 году BP PLC заработала почти 40 миллиардов долларов, а за первые три месяца 2010 года доходы составили более 6 миллиардов долларов.

Компания Exxon Mobil — заплатившая 21 год назад более 4 миллиардов долларов за устранение последствий разлива нефти с танкера Exxon Valdez на Аляске и сопутствующие этому судебные издержки – умудрилась отлично справиться с произошедшим. Сегодня она является крупнейшей нефтяной компанией мира, чьи акции торгуются на бирже.

Марк Гилман, аналитик компании The Benchmark Co, говорит, что в долгосрочной перспективе с BP тоже все будет нормально.

«Давайте не впадать в истерику, - сказал он. – Они это переживут».

Тем не менее, в результате апрельского происшествия базирующейся в Лондоне компании придется столкнуться со множеством проблем, одной из которых будет повышенное внимание со стороны политиков и регулирующих органов в Вашингтоне. Если администрация Обамы не станет отказываться от своих планов и откроет большие участки американского побережья для нефтяной разведки и добычи, BP может обнаружить себя в невыгодном положении по сравнению с конкурентам в ходе соперничества за лицензии на морское бурение.

Окончательная цена катастрофы будет зависеть от того, насколько еще вырастет пятно и какая часть вины за взрыв буровой установки и пожар, вызвавшие разлив нефти, будет приписана BP. Нефтяная компания арендовала оффшорную платформу у компании Transocean Ltd и нанимала подрядчиков, среди которых была и фирма Halliburton, для бурения скважины, из которой сегодня, по оценкам экспертов, в океан выливается до 200 тысяч галлонов (757 тысяч литров) нефти в день.

В понедельник BP заверила ловцов креветок, нефтяников и многих других, что любые «легитимные и объективно подтверждаемые претензии» будут компенсированы.

BP тратит 6 миллионов долларов в день, чтобы сдержать распространение нефтяного пятна. Федеральный закон о запрете загрязнения прибрежных вод нефтью требует, чтобы BP оплачивала стоимость любых операций по ликвидации последствий катастрофы, проводимых правительственным агентствами, вроде Береговой охраны и Министерства национальной безопасности. Но настоящие расходы проявятся позже, когда BP начнет платить за ущерб, нанесенный дикой природе, компаниям, работающим в прибрежной зоне, и туристической отрасли.

«Самый пессимистичный вариант ужасен, - говорит Кит Холл (Keith Hall), юрист из Нового Орлеана, представляющий нефте- и газодобывающие компании. – Уже подано несколько исков о неправомерном причинении смерти и о возмещении личного ущерба. Нет сомнений, что их число увеличится».

Фадель Гейт (Fadel Gheit), рыночный аналитик, работающий на компанию Oppenheimer & Co., говорит, что каждый день, когда нефть просачивается в Залив, BP теряет сотни миллионов долларов в связи с претензиями по страхованию гражданской ответственности. В целом, по оценкам Гейта, BP придется выплатить за устранение последствий аварии, а также в качестве компенсации по всевозможным искам от 5 до 15 миллиардов долларов.

Федеральный закон ограничивает обязательные выплаты нефтяных компаний за ущерб вроде потерянных зарплат и экономических трудностей суммой в 75 миллионов долларов. Однако юристы говорят, что это ограничение может быть снято, если окажется, что деятельность BP не соответствовала федеральному законодательству или что компания халатно относилась к операциям на платформе.

Люди также могут подавать иски в судах отдельных штатов и заявлять об ущербе в специальный трастовый фонд, основанный после аварии танкера Exxon Valdez. В фонде, куда нефтяные компании перечисляют 8 центов с каждого барреля нефти, добытого или импортированного в США, на сегодняшний день есть около 1,6 миллиарда долларов, которые могут быть потрачены на возмещение ущерба.

За последнее десятилетие BP, являющуюся крупнейшим производителем нефти и газа в США, обвиняли в ряде крупных происшествий.

- Взрыв на нефтеперерабатывающем заводе BP в городе Техас-Сити, штат Техас, произошедший в 2005 году, привел к смерти 15 людей, а еще 170 получили ранения и травмы. В октябре регулирующие органы наложили на BP рекордный штраф в 87 миллионов долларов за то, что компания так и не исправила опасные производственные факторы на заводе. BP оспаривает этот штраф.

- В марте 2006 года юолее 200 тысяч галлонов нефти пролилось из трубопровода BP на Аляске. Это стало крупнейшим разливом нефти в районе Норт-Слоуп. BP выплатила около 20 миллионов долларов в виде штрафов.

Групповой иск, поданный в федеральный суд Нового Орлеана, обвиняет BP, Transocean, Halliburton и производителя бурового оборудования Cameron International Corp. в ошибочных действиях как до, так и после происшествия 20 апреля.

BP переводит стрелки на своих партнеров. Президент компании Тони Хэйворд (Tony Hayward), вставший во главе компании после взрыва в Техас-Сити, заявил в понедельник в эфире передачи «Доброе утро, Америка», что к разливу нефти привела неисправность оборудования компании Transocean.

Дэвид Коток (David Kotok), директор по инвестициям компании по управлению денежными средствами Cumberland Advisors, говорит, что ранние прогнозы, скорее всего, недооценивают последствия катастрофы. Сравнения с разливом нефти возле побережья Калифорнии, произошедшим в 1969 году, или с аварией танкера Exxon Valdez бесполезны, так как нынешнее пятно может оказаться гораздо крупнее и сложнее удержать.

«Мы ожидаем, что нефть будет вытекать в Залив два или три месяца, - сказал он. – Опустошение огромно. Это похоже на Три-Майл Айленд (место, где в 1979 году произошла самая тяжелая в истории США ядерная авария – прим. перев.)».

Эксперты говорят, что «зеленый образ», культивируемый BP в ее рекламных кампаниях, сейчас очень уязвим. Исследователь рынка Эйлин Кэмпбелл оценивала торговую марку BP в 17,3 миллиарда долларов, в основном из-за интереса, демонстрируемого компанией по отношению к защите окружающей среды. BP инвестирует в биотопливо, ветряную и солнечную энергию, и поддерживает ограничения на выбросы углерода.

Аналитики говорят, что разлив нефти, вероятно, осложнит для BP задачу по расширению своих операций в американских водах.

«Сегодня BP находится под наблюдением, - говорит Гейт. – Им могут быть не рады в этом регионе. Так что если я собираюсь выдать BP лицензию на бурение скважины, мне придется очень тщательно изучить этот вопрос».