Активизировавшиеся в последнее время сотрудники предприятий авиационной промышленности Китая и агенты китайской разведки — это повод предположить, что Пекин по-прежнему сильно зависит от российских технологий в области производства реактивных двигателей.
На недавно состоявшейся в Москве выставке авиадвигателей, проходящей раз в два года, была замечена большая группа китайских покупателей. В этом году выставка прошла с меньшим размахом, так как официальная Москва объединила почти все предприятия, занимающиеся разработкой и производством авиационных двигателей, в одну большую фирму, функционирующую по мандату государства.
«Самая крупная иностранная делегация прибыла из Китая — тридцать специалистов, явно приехавшие с конкретными задачами сбора технических данных по системам реактивных двигателей из России», — заявил аналитик авиационной индустрии, давший интервью газете Washington Times. — «Они разбились на группы по два-три человека и систематичеки появлялись перед экспонатами, имеющими отношение к реактивным двигателям, о которых им было предписано узнать всё, что только можно».
В последние годы, в рамках проводимой официальным Пекином военно-модернизационной программы, проект развития реактивных истребителей в Китае заметно продвинулся вперёд; недавно был разработан собственный реактивный двигатель, а в ноябре обещается появление нового, более современного истребителя.
Авиационные и военные выставки зачастую становятся поводом для иностранных специалистов и сотрудников разведки собирать данные по новым концепциям в области дизайна и технологии, появляющимся в российской индустрии, о чём также сообщил тот аналитик.
«Но этот “выезд в поле” китайских специалистов был уже чересчур. Во-первых, много народу, как муравьи», — прокомментировал он.
Также аналитик отметил, что на выставке в этом году китайцы вели себя особенно агрессивно:
«Было яснее ясного, что у них чёткие инструкции — кому какую информацию собирать».
Партнёрские отношения Китая и России в области оборонных технологий начали активно развиваться в начале 1990-х, когда была закуплена первая партия истребителей «Су-27», а затем было достигнуто соглашение о производстве этих самолётов по лицензии на китайском заводе в Шэньяне. В следующем десятилетии активно закупались самолёты более сложной модели «Су-30-МКК».
С 1990-х годов из России в Китай через посредство подобной торговли утекают промышленные ноу-хау, благодаря чему происходит возрождение оборонного сектора китайской промышленности и производятся системы вооружений вполне мирового класса.
Но производство современных реактивных двигателей, способных функционировать на приемлемом уровне надёжности и военной эффективности, пока что выходит за пределы возможностей китайского авиакосмического сектора. Два новейших истребителя, разработанные и произведённые на авиакосмическом комплексе в Чэнду (провинция Сычуань), — FC-1 и J-10 — оснащены двигателями российского производства, которые производятся в Москве и Санкт-Петербурге специально для китайских самолётов и доставляются в Сычуань в собранном виде, так что передача ноу-хау китайским промышленникам сведена к минимуму.
J-10 смоделирован на основе устаревшего израильского истребителя «Лави», при производстве которого применялись в том числе и американские технологии. Эта модель истребителя была недавно выбрана для демонстрационного эскадрона «Bai-Yi ».
Сектор производства реактивных двигателей — один из немногих, в которых Пекин так и не смог сравняться с русскими, преимущественно из-за сложных требований, предъявляемых производством самолётных двигателей.
Вдобавок к двигателям для реактивных истребителей в Китае работают над созданием турбовентиляторных двигателей для разрастающегося парка крылатых ракет. К примеру, в октябре Китай презентовал свою первую крылатую ракету большой дальности DH-10, предназначенную для поражения наземных целей.
Эти вооружения входят в состав группы, которую в Пентагоне называют группой «недопуска»; их применят против американских авианосцев, которые, скорее всего, будут отправлены в воды близ Тайваня в случае возникновения в будущем конфликта вокруг острова.
Похоже, что военные цели для разработчиков оружия в Китае имеют наиглавнейший приоритет.
«Вокруг муляжа двигателя “ТРДД-50” [предназначенного для крылатых ракет] сгрудилось столько китайцев, что мне на ум пришла аналогия с пчёлами, суетящимися вокруг мёда», — сказал один из российских участников выставки, давший интервью The Times.