Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тучи перед Победой

© коллаж ИноСМИлитва марши 9 мая
литва марши 9 мая
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Литва бурлила одной темой – власти громко обсуждали разрешить или запретить ветеранам Великой Отечественной войны пройти по проспекту Гядиминаса 9 мая в честь Победы. На фоне этих обсуждений уже сейчас примерно ясно, по какому сценарию пройдет шествие: относительно небольшое количество людей двинется от Кафедральной площади, их в лучшем случае встретят националисты с плакатами об «оккупантах» и т.д., испортив настроение ветеранам, а в худшем – будут провокации.

На прошлой неделе Литва бурлила одной темой – власти громко обсуждали разрешить или запретить ветеранам Великой Отечественной войны пройти по проспекту Гядиминаса 9 мая в честь Победы. На фоне этих обсуждений уже сейчас примерно ясно, по какому сценарию пройдет шествие: относительно небольшое количество людей двинется от Кафедральной площади, их в лучшем случае встретят националисты с плакатами об «оккупантах» и т.д., испортив настроение ветеранам, а в худшем – будут провокации.

Мгновенные последствия


По некоторым данным, которыми располагает «ЛК», если шествие пройдет, то как в Клайпеде, так и в Вильнюсе состоятся попытки провести провокации. Их форма пока непонятна. Как минимум шествия встретят местные псевдопатриоты, у которых в голове образовалась каша, где все смешалось – и Победа, и Сталин, и ссылки с репрессиями, и т.п. – со своими оскорбительными плакатами. Максимум – может произойти попытка беспорядков. Естественно, если ситуация пройдет по такому сценарию, то скандал будет страшный, который затмит трехдневные грандиозные мероприятия, которые уже длительное время готовит ряд общественных организаций при поддержке посольства России. СМИ с удовольствием подхватят эту тему и завалят эфиры тревожными новостями, которые по своей тональности будут напоминать чуть ли не сводки с фронта. Естественно, Россия на это тоже мгновенно отреагирует и отреагирует максимально жестко – поскольку это не та тема, которую Россия проглатывает. Достаточно вспомнить, какой на прошлой неделе была реакция некоторых российских политологов только на слова нашего Министерства иностранных дел, чтобы предположить, что будет, если начнутся действия. Тогда МИД Литвы написал в самоуправление письмо, в котором попросил отозвать разрешение у организаторов проведения шествия. В письме говорится, что «с учетом того, что отмечаемое в некоторых государствах 9 мая завершение Второй мировой войны, этот день еще называется Днем победы, в Литве воспринимается более чем двусмысленно, организуемое Союзом русских Литвы шествие в центре города Вильнюса может вызвать негативный отклик в обществе и спровоцировать различные акции протеста, а также воспрепятствовать мероприятиям проходящей шестой год подряд ярмарки европейских стран». МИД Литвы предложил самоуправлению разрешить шествие в другом месте города, не в центральной его части.

Ответ последовал незамедлительно. «Говоря о «двусмысленности» восприятия Дня Победы, литовский МИД приравнял свою страну к нераскаявшимся пособникам нацистов». Так в интервью российскому агентству Regnum сказал эксперт по вопросам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артеменко.

«День Победы - это день победы над фашистской Германией. Победы, которую одержали СССР, США, Франция, Великобритания и все люди, ненавидевшие нацизм и боровшиеся с ним. Не важно, когда отмечают этот день - 9 или 8 мая. Важен сам факт - отмечают. И никто, никто в Европе, кроме нацистских недобитков, не видит в этом ничего «двусмысленного». «Двусмысленной» можно считать дату включения Литвы в состав СССР или, например, 11 января 1991 года. Но Победа над нацизмом - это абсолютная общечеловеческая ценность, и называть день празднования этой Победы «двусмысленным», значит оправдывать человеконенавистнические действия нацистов. К сожалению, литовский МИД пошел именно по этому пути», - говорил Артеменко.

Можно только предполагать, какая реакция последует со стороны России, если во время шествия что-то произойдет.

Установка на конфликт

Литовские политики по-разному отреагировали на идею шествия в центре Вильнюса и других городах Литвы. Некоторые рассуждали, что организующий шествие Союз русских Литвы попросту использует ветеранов исключительно для своих политических целей и, прекрасно ориентируясь в обстановке в Литве и зная, к чему все приведет, специально затевает марш, чтобы на фоне скандала лишний раз порекламировать свою партию в СМИ и заработать политические очки, которые так необходимы перед выборами в самоуправление в следующем году. Другие оголтело протестовали, зарабатывая уже себе дивиденды. Третьи оставались умеренными. «Я полагаю, принимая во внимание традицию почтить ветеранов войны на кладбище Антакальнис, - зажечь свечи, положить венки, эта традиция красивая и сложившаяся, и не нужно организовывать какие-то парады и шествия», - в эфире радиостанции Žinių radijas говорила председатель Сейма Ирена Дягутене. Ее коллега по партии консерватор Кястутис Масюлис примкнул к группе оголтелых и яростно требовал запрета шествия. «Такие обсуждения - плевок в лицо нашей истории, на память наших партизан и резистентов послевоенного времени», - возмущенно обращаясь к мэрии Вильнюса с призывами запретить марш, говорил на прошлой неделе Масюлис. Еще одна их коллега по партии «Союз Отечества» - Христианские демократы Вилия Алекнайте-Абрамикене рассуждала о политических целях Союза русских Литвы. «Если ветераны по случаю дорогого для них праздника пристегнут медали, это не будет нарушением закона. Однако, если Союз русских Литвы намеренно даст им в руки то, что запрещено, я осмелюсь подозревать, что этих пожилых людей заставляют участвовать в нарушении закона», - беспокоясь за запрещенную в Литве советскую символику, говорила она. «Я с недоверием отношусь к нынешнему большинству в Вильнюсской мэрии, которое зависит от голосов нескольких членов Союза русских Литвы, неизвестно с какой целью эта партия хочет провести шествие в Литве», - рассуждала политик.

Способны за себя постоять

Тем временем сами организаторы демонстрируют спокойствие и уверенность в собственной идее провести марш. Председатель партии Союз русских Литвы Сергей Дмитриев в интервью агентству Regnum говорил, что разрешение от самоуправления Вильнюса было получено еще в конце марта, поэтому шествие ветеранов в любом случае состоится, а вопрос заключается только в точном месте шествия.

«Как у нас водится, из мухи делают слона. Разрешение у нас было получено давно. (...) Еще раньше МИД Литвы подал заявку на проведение в этом месте Дней Европы. Как во время ярмарок, по всему проспекту там будут стоять торговые палатки. То место, которое мы предполагали - это площадь Кудирки, бывшая Черняховского, и до Кафедральной, получается, что мы будем идти в палатках. Подумав, пришли к выводу, что мы не участники этой торговой ярмарки, а делаем совершенно другую акцию», - сказал политик.

По его словам, позже была достигнута договоренность, что шествие состоится от Кафедральной площади до моста короля Миндаугаса. «Будет небольшая процессия, почитаем стихи, духовой оркестр поиграет, и по основной улице, где идет магистраль, мы пойдем в сторону реки. Потом там все приостанавливается, люди садятся на автобусы, и мы едем продолжать мероприятие на Антакальнисское кладбище. Там уже будет митинг ветеранов и возложение цветов. Так вот, все разрешения получены, и никто это не запрещал. И никто у нас не отбирал разрешение, просто за это время, я так и не выяснил, кто пустил этот слух, но в прессе прошла информация, что все запретили. Но никто на самом деле не запрещал. Ни мэр, ни комиссия, ни другие ответственные лица - никто не запрещал», - продолжал Дмитриев.

На вопрос о том, не опасаются ли организаторы провокаций, особенно в свете негативной реакции на шествие некоторых литовских политиков, глава партии сослался на опыт пятилетней давности, когда в Вильнюсе прошел точно такой же марш. «Во-первых, пять лет назад, во время 60-летия, было точно такое же шествие. И причем оно было не как сейчас, а именно как мы запланировали в первый раз - с площади Кудирки до Кафедральной площади. Мы такую акцию проводили. Пели «Катюшу», ветераны с наградами проходили, дети участвовали, просто граждане, которые чтят эту память, и ничего не было. К тому же всегда заботу должна проявить полиция. Всегда на заседаниях комиссии есть представители комиссариата. Они должны обеспечить безопасность. Это раз. Во-вторых, никто не застрахован, может быть какая-нибудь провокация со стороны, это во всем мире бывает. Я надеюсь, что этого не произойдет, но если произойдет, то будет охрана. У нас тоже будет определенная подстраховка, наши ребята, которые не дадут в обиду ветеранов. Но я думаю, что до такого не дойдет», - сказал он.

На вопрос о том, что шествие могут встретить литовские националисты с плакатами об «оккупантах» и т.д., Сергей Дмитриев также сказал, что не исключает такого варианта. «Конечно, неприятно. Но это на совести тех людей, которые это выражают. Опускаться на их уровень, отвечать и огрызаться - это ниже нашего достоинства», - заключил он.

Только прямая речь

Как непосредственные участники войны относятся к многочисленным новомодным веяниям, которые готовы обрушить на их седые головы в канун дня Победы и непосредственно 9 мая? Слово ветеранам.

Оженко Анатолий Петрович:

- Из телевизионных новостей узнал, что шествия ветеранов по вильнюсскому проспекту Гядиминаса не будет. Первая мысль  – в мэрии нас, перебитых и перекалеченных стариков, просто боятся. Боятся именно того, что вдруг кто-то, кому не пристало видеть, увидит эту нашу несломленную духовную силу, задумается и начнет мыслить самостоятельно.

Позже, когда остыл и успокоился, вот о чем подумал: почему идея шествия родилась в каком-то пожарном порядке? Если б заблаговременно, за месяц-два, было решено, что с разрешения мэрии ветеранская колонна пройдет через центр, тогда почему бы не принять участие в этом шествии? Мы люди выдержанные, дисциплинированные и организованные, поэтому сумели бы достойно представить себя. Я, например, непременно стал бы инициатором массового исполнения песен, изготовления именных плакатов. Таких, как «Узники концлагерей», «16 Литовская стрелковая дивизия», «Ленинградцы» и так далее. В таких плакатах нет ничего предосудительного или антизаконного.

 Плохо, что вокруг хорошей и правильной идеи начались какие-то политические игры. Без сомнения, есть силы, рассматривающие участников минувшей войны как разменную монету в своих торгашеских сделках. Обидно слышать, когда говорят: геям разрешили дефилировать по городу – неужели ветераны хуже? Пусть, мол, тоже маршируют…

Подумайте только, кого с кем сравнивают!?

На таком фоне лучше не проводить ветеранских шествий по закоулкам.  У нас давно сложилась красивая и трогательная традиция отмечать праздник Победы на Антакальнисском кладбище. Наверное, не стоит ее нарушать. Мы там соберемся, помянем друзей, и все будет красиво и торжественно. Без возможных оскорбительных выкриков и уродливых плакатов в руках уродливых представителей государства.

Шулус Апполинарий Павлович:

- Шествие, подобное задуманному, хорошо в условиях, когда оно желанно. Когда же искусственно в общество внедряются заведомо ему неприемлемые взгляды – чего здесь хорошего? Подобные шествия и иные ритуалы рассчитаны на внешние эффекты, пронизаны показухой. Не известно, чему они служат. Разве может принести удовлетворение ветерану шествие, когда он не знает, как на него отреагируют невольные зрители. Хорошо, если они настроены благожелательно или терпимо. А если нет?

Определенные сомнения вызывают и маршруты. Одно дело, когда тебе предстоит с честью шагать через центр города. Парад всегда проходил на этом проспекте. Это достойное и почетное место. Совсем иное, когда выбираются маршруты движения ради движения. С таким же успехом можно просто выехать за город и топтать поле вдоль и поперек. Мы, полагаю, заслужили уважение, и нам не пристало соглашаться на какие-то компромиссные варианты. Тем более в угоду сложившейся конъюнктуре.

Прищепова Лидия Алексеевна:

- Разве кто-то по-настоящему подумал о ветеранах, предлагая этим старым и большей частью больным людям пройти пешком по городским улицам? Пусть даже только от площади Кудиркос до Кафедральной. Для многих и этот отрезок может стать непреодолимым.

Приведу такой пример. Красная площадь в Москве длиною всего 300 метров. Однако никому из москвичей и в голову не пришло предложить участникам войны пройти это расстояние. Ветеранов, как обычно, повезут на  автомобилях.

Если нашему городу так уж нужно ветеранское шествие, пусть инициаторы закажут открытые автобусы, усадят фронтовиков и катают их по улицам. Вот это действительно будет искренняя забота об участниках войны.