После полуночи молодой человек крепкого телосложения, одетый в неофициальный синий костюм, без галстука, со слегка рыжеватыми каштановыми волосами вошёл в зал. Он весело бросает журналистам «Здравствуйте!» с ярко выраженным чеченским акцентом, обменивается рукопожатиями и направляется к главному месту длинного стола переговоров. 33-летний Рамзан Кадыров с гордостью рассказывает о невиданных темпах восстановления Чечни.
Однако к президенту этой северокавказской республики, входящей в состав России, где почти двадцать лет шли боевые действия, накопилось немало вопросов. Он фигура достаточно противоречивая. Правозащитные организации обвиняют его в причастности к убийствам и похищениям людей в регионе. Насильственная смерть некоторых из его недругов, особенно за пределами Чечни, даёт новые аргументы в руки тех, кто утверждает, что в республика живёт по его законам.
На прошлой неделе управление по борьбе с терроризмом Прокуратуры Австрии сообщило о том, что убийство Умара Исраилова в Вене в январе 2009 года последовало после похищения, следы от которого могут вести к президенту Чечни. Исраилов бежал из Чечни в 2006 году и в Европейском суде по правам человека обвинил Кадырова в причастности к похищениям и убийствам. «А зачем мне нужно было это делать?», риторически восклицает Кадыров, в ответ на эти и другие объявления. «Да это просто-напросто неправда. Так стало модно. Когда что-то происходит, надо обвинить Кадырова. Когда судьи назначают штрафной удар по воротам грозненского «Терека», их объявляют героями и говорят, что они «не боятся Кадырова».
Недавно брат двух убитых противников Кадырова заявил в российской прессе о том, что глава Чечни приказал убить его и остальных братьев.
Ещё три года тому назад клан Ямадаевых был союзником клана Кадыровых. Сулим Ямадаев был застрелен наёмным убийцей в Дубае в марте 2009 года. В этом году суд Дубая приговорил к пожизненному заключению двух бывших подчинённых Кадырова, а местная полиция обвиняет в организации убийства его ближайшего помощника депутата Государственной Думы РФ Адама Делимханова. Ещё один из братьев Ямадаевых, Руслан, был застрелен наёмным убийцей в самом центре Москвы в сентябре 2008 года.
Кадыров также отвергает обвинения, предъявляемые ему главной российской правозащитной организацией Мемориал. Глава Чечни нервно реагирует, когда ему напоминают о том, что за прошлый год Мемориал зарегистрировал в Чечне 91 случай похищения людей. «Это было во времена Ичкерии. Сотрудники Мемориала получают деньги из Европы, вот они их и отрабатывают. Ваша информация неправильная и не заслуживающая доверия».
В Москве один из членов руководства Мемориала Александр Черкасов в интервью La Vanguardia комментирует слова Кадырова. «Если говорить только о похищениях, то в 2009 году был 91 случай похищения людей в Чечне. 17 во второй половине года, когда Мемориал закрыл своё представительство, и 74 в первой половине», уточняет правозащитник. Мемориал закрыл свой офис после похищения и убийства 15 июля 2005 года Наталии Эстемировой. В своих докладах Эстемирова часто высказывала обвинения в адрес Кадырова, и Мемориал обвинил его в гибели правозащитницы.
«Это один из случаев, на которые Кадыров не обращает внимания –говорит Черкасов. — Как и на убийство правозащитницы Заремы Садулаевой и её мужа, совершённое 10 августа. Только суд может установить, виновен Кадыров или нет. Но в Чечне невозможно проводить следственные действия в отношении местной полиции. Когда группа активистов пыталась расследовать шесть случаев, они под различными предлогами были задержаны и доставлены в органы внутренних дел Чечни. Структура власти в Чечне неприкосновенна», уверяет Черкасов. Как считает правозащитник, расследование убийства Исраилова в Австрии может пролить свет на многое». «Посмотрим на разницу между двумя системами правосудия».