СМИ Украины
Эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский считает, что заявление представителя Европейской комиссии по энергетическим вопросам Марлин Холцнер по поводу перспективы объединения НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома» удивляет своей противоречивостью.Об этом Б. Соколовский заявил в комментарии УНИАН.
С одной стороны, отметил эксперт, она считает, что этот вопрос находится в исключительной компетенции украинской и российской власти, а с другой - пытается советовать Украине, как проводить реформы с целью установления «европейской» прозрачности в газовом секторе.
«Следует напомнить Европейской комиссии, что Украина в последние годы приложила достаточно много усилий и добилась неопровержимых успехов в контексте введения европейской прозрачности в национальном энергетическом секторе», - заявил Б. Соколовский. Он подчеркнул, что Украина всегда делала все от нее зависящее, чтобы Европа стабильно получала газ.
«Часто мы, украинцы, самостоятельно были вынуждены противостоять вызовам со стороны иностранного монополиста. В частности, так было в начале прошлого года, когда в результате «газовой атаки» со стороны «Газпрома» Украина, без надлежащей поддержки ЕС, подписав кабальные контракты от 19 января 2009 года, ценой колоссальных потерь, обеспечила и обеспечивает транзит российского природного газа всем европейским потребителям», - отметил Б.Соколовский.
Он считает, что в случае реализации предложений российской стороны объединить «Нафтогаз» с «Газпромом», все рекомендации и претензии Брюссель должен предъявлять Москве, ведь именно Россия фактически и юридически будет определять правила на газовом рынке Украины, а в ближайшей перспективе – и в Европейском Союзе.
Как сообщал УНИАН, 30 апреля премьер-министр РФ Владимир Путин предложил создать объединенный газовый холдинг при участии "Газпрома" и "Нафтогаза". Глава украинского правительства Николай АЗАРОВ заявил о готовности изучить это предложение.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что министры энергетики РФ и Украины после майских праздников встретятся в Москве с руководством "Газпрома" и "Нафтогаза", чтобы обсудить объединение компаний.
3 мая представитель Еврокомисии М. Холцнер заявила, что предложение об объединении российской компании "Газпром" и украинской "Нафтогаз Украины" является "внутренним решением" правительств России и Украины. "В первую очередь, это внутреннее решение этих правительств", - сказала М. Холцнер.
По ее словам, для ЕС важно, чтобы Украина "продолжила реформу по модернизации внутреннего рынка газа с тем, чтобы сделать его более прозрачным, что также облегчит привлечение индустрии ЕС".
Эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут на страницах газеты «Главред» высказал предположение, что вряд ли удастся легко осуществить процедуру слияния российского «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины». «В формате объединения, который подразумевает слияние, речь идет о поглощении, а от поглощения всегда выигрывает поглощающая компания», - приводит слова эксперта ИА «Интермедиа консалтинг». По словам эксперта, Владимир Путин, предложивший это слияние, «за 10 лет у власти овладел высоким искусством провокации в политике, и подобное предложение - яркий пример умелой провокации, которая позволяет в рамках этой инициативы достичь иных целей».
«Понятно, что сам по себе «Нафтогаз» вряд ли представляет какой-то особый интерес. Возможно, интерес вызывают месторождения нефти или газа, или возможность вместе с НАК выйти на добычу нефти и газа на шельфе Черного моря. Кроме того, издавна известен устойчивый интерес к украинской газотранспортной системе. «Сегодняшнее руководство в нефтегазовой отрасли, может, не столько стратегическое, но достаточно прагматичное для того, чтобы так легко уступить свои позиции. Не думаю, что так легко может произойти объединение «Газпрома» и «Нафтогаза», - заявил он.
СМИ Белоруссии
В беседе с журналистом издания "Салiдарнасць" политолог Александр Класковский высказал мнение о том, что предстоящие президентские выборы могут пройти досрочно. «Более того, такой прецедент уже был: выборы 2006 года по графику должны были состояться летом, где-то в июне. Говоря о предпосылках этого, он отметил, что «самый тревожный сейчас фактор – российский, обострившийся в связи с киргизской ситуацией. Упрощённо подходить к этой ситуации «Сегодня Киргизия – завтра Беларусь» не стоит. Так играть в Беларуси Москва не может по ряду причин. Здесь у неё нет таких сильных рычагов влияния или сильного сценария по выдвижению реального соперника на выборах.
В общем-то, тут его сразу «сотрут в порошок. Москва может добить нас экономически. В этом смысле Рубикон – это первое января будущего года, когда газовые цены могут взметнуться на европейский уровень. Это тем более вероятно в свете обострения на киргизской почве, когда произошла заочная полемика Лукашенко с Медведевым. Выгоднее будет провести выборы до конца нынешнего года, пока электорат не почувствовал на своей шкуре повышения цен, которое приведёт к цепной реакции: подорожает и ЖКХ, и товары потребления. Чем больше будут обостряться отношения с Россией, тем более вероятным становится этот вариант. То, что за киргизскими событиями видна координация действий между Москвой и Вашингтоном, наверняка, неприятно поразило белорусское руководство.
Фишка белорусской внешней политики – это как раз игра на противоречиях между центрами силы. Мы постоянно видели эти маневры, когда Западу и Востоку по очереди продаются какие-то обещания. И Бакиев пытался так маневрировать, хотя параллели тут не совсем уместны: белорусская ситуация выглядит иначе, чем киргизская. Беларусь – это крепкий орешек. Тут режим гораздо сильнее, уровень жизни выше, ментальность народа совсем другая. И это, по большому счёту, не нужно Москве: нет тех рычагов влияния, которые были бы гарантией того, что при гипотетическом смещении нынешнего президента придёт человек, который будет удобен Москве. Может он окажется таким прозападником, что в России будут с ностальгией вспоминать о Лукашенко. Думаю, что делать какие-то резкие движения здесь большие державы побаиваются».
Политический обозреватель издания "Евромост",Роман Яковлевский считает, что Беларусь неожиданным образом получает поддержку Грузии в Европарламенте. Этому способствует «нынешнее состояние отношений между Тбилиси и Минском. Между двумя странами сохраняются дипломатические отношения. Это вряд ли было бы возможно, если бы Беларусь признала сепаратистские режимы в Южной Осетии и Абхазии. К тому же, несмотря на официальный выход Грузии из СНГ, у нее с Беларусью продолжает функционировать безвизовый режим. Руководства двух стран просто без лишнего шума быстро обновили и подписали соответствующие документы.
Президенту Саакашвили нет оснований обижаться на своего белорусского коллегу. В этом у исполнительной и законодательной ветвей власти в Грузии полное единодушие. Как и, образно говоря, у белорусов отношение к боржоми, которое они могут свободно и с удовольствием потреблять себе на здоровье». Он также высказывает мнение, что грузинские парламентарии будут воздерживаться от критики недемократического режима в Беларуси, поскольку оказавшись с определенными внешнеполитическими трудностями, Михаил Саакашвили ценит каждого оставшегося союзника и партнера. Он лишился поддержки ушедших из большой политики президентов США, Украины, Литвы и погибшего президента Польши.
Есть основания полагать, что в различных международных структурах, к примеру в такой организации, как ОБСЕ, Тбилиси вскоре может предпринять энергичные шаги по повышению своего авторитета и поднятию темы об оккупированных Россией 20 процентов грузинской территории. Интересно, какую позицию при этом будет тогда занимать Беларусь. Я бы не исключал такой вероятности, что страны-участницы «Восточного партнерства» попытаются выработать некую общую позицию по данному вопросу. Причем, с молчаливого согласия Москвы, которой ведь как-то надо выбираться из «грузинского тупика».
СМИ Латвии
Экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга не жалеет, что, будучи главой государства, она пять лет назад посетила торжества в честь Дня Победы в Москве. Однако ей жаль, что так и не удалось убедить президентов Эстонии и Литвы подписать декларацию, посвященную этому вопросу. «Для единства государств Балтии я иногда прилагала очень большие усилия, но, к сожалению, безрезультатно», - сказала Вике-Фрейберга в интервью, которое опубликовано в литовском журнале Veidas, передает агентство BNS.
.
Бывшая президент Латвии сожалеет о том, что ей не удалось убедить литовского и эстонского коллег Валдаса Адамкуса и Арнольда Рюйтеля поехать в Москву на празднование 9 мая, подписав совместную декларацию о том, какие последствия окончание Второй мировой войны имело для стран Балтии.
«Мне не удалось убедить коллег в том, что, поехав в Москву, но, опубликовав совместную декларацию, мы добились бы большого резонанса. Тогда еще в январе я сама подписала декларацию. Она привлекла большое внимание средств массовой информации, я получила много писем от руководителей различных государств мира. Я никогда не жалела о своем решении, потому что, обратив внимание мировой общественности на сложившуюся ситуацию, сделала больше, чем если бы просто осталась дома и никуда не поехала», - сказала Вике-Фрейберга.
После того, как Вике-Фрейберга приняла приглашение тогдашнего президента России Владимира Путина на торжества по случаю 60-летия победы СССР над нацистской Германией, она распространила декларацию, в которой подчеркивалось, что для государств Балтии окончание войны означало не только победу над нацизмом, но и повторную советскую оккупацию.
В этом году торжества в честь Дня Победы в Москве посетят президенты Латвии и Эстонии Валдис Затлерс и Тоомас Хендрик Ильвес. Лидера Литвы Дали Грибаускайте на этих мероприятиях не будет.
Рижская дума дала благословление на все заявленные на 9 мая мероприятия, в том числе и шествие общества «Родина» от площади Стрелков до Памятника Победы, сообщает «Латвияс авизе». В предыдущие годы это мероприятие отличалось очень навязчивой демонстрацией российских имперских и советских символов, что, правда, хорошо вписывается в палитру событий этого дня. В соответствии со своей политической ориентацией на этот раз у председателя Рижской думы Нила Ушакова и его коллег не было никаких возражений, хотя накануне 16 марта они были очень «озабочены» безопасностью и делали все возможное, чтобы помешать памятным мероприятиям легионеров.
Иначе обстоит в Литве, где заявленные отдельными партиями и организациями шествия 9 мая не разрешены. Руководители Вильнюса вначале допускали, что шествие, возможно, может состояться (разумеется, без советской символики и других провокационных атрибутов), но это вызвало протесты в обществе. Депутат Сейма Кестутис Масюлис даже сказал, что это «плевок в лицо нашей истории»: «Меня удивляет, что через 20 лет после восстановления независимости хотят дать разрешение на такие шествия. Это ошибка, которая может иметь очень серьезные последствия». Возможно, депутат слышал или видел, что 9 мая происходит в Риге, и убежден, что Вильнюс в эту дату не нужно превращать в место аналогичного политического пиршества.
Литва более консервативна. В отличие от Латвии, где политики, похоже, сами для себя не могут сформулировать, что для нас означает 9 мая, и поэтому вдруг появляются даже такие термины советских времен, как, например, «Великая Отечественная война». Президент Литвы Даля Грибаускайте отказалась ехать 9 мая в Москву.
Может ли позиция Литвы разозлить Россию? Конечно, отдельные российские политики выразили свое недовольство, к примеру, посол России в НАТО Дмитрий Рогозин в очередной раз продемонстрировал свою недипломатичность. Он рассуждает на Twitter, что Вильнюс запретил шествие советских ветеранов, зато разрешил «гей-парад», и «теперь официальная ориентация Литвы стала более понятна». Но иным образом Москва во внутриполитические дела соседнего государства пока не вмешивается. Ожидается даже, что в начале лета Литву может посетить глава правительства России Владимир Путин. Уступчивость, услужливость и отсутствие собственной позиции не всегда лучшие союзники в формировании отношений.
СМИ Армении
В Турции существует сильная конкуренция, каждый стремится получить лавры урегулирования отношений с Арменией, заявил в интервью газете «Айоц ашхар» директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян. Именно поэтому, по словам эксперта, Эрдоган вмешался в поле взаимоотношений Гюль-Саркисян и заявил, что ратификация протоколов в парламенте Турции зависит от его решения. «Мы увидели, что Эрдоган - харизматичная, амбициозная и неуправляемая личность, и не приемлет каких-либо ограничений. Если он в предстоящих выборах станет президентом, то переговоры с Арменией получат более спокойный ход. Эрдоган давно желал войти в переговоры, однако не имел партнера в Армении», - сказал Р.Сафрастян.
В интервью газете «Жаманак» руководитель программ по Азии и Кавказу американского Университета Джона Хопкинса, профессор Фредерик Стар, отвечая на вопрос, действительно ли от армяно-турецкого процесса выиграл Азербайджана, сказал: «Я не согласен с этим мнением. Власти Азербайджана в этом процессе были проигнорированы Вашингтоном. Не думаю, что Баку в результате провала армяно-турецкого процесса остался в выигрыше. Никто не выиграл. Такова реальность».
Когда Азербайджан будет готов вернуть оккупированные районы Нагорного Карабаха и признать независимость НКР и освободится от средневекового мышления, тогда Баку может попросить НКР провести переговоры по интересующим его вопросам, заявил замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, комментируя последнее заявление замминистра ИД Азербайджана Араза Азимова, пишет газета «Айастани Анрапетутюн». Азербайджанский дипломат заявил, что у сопредседателей есть предложение, согласно которому освобождаются пять оккупированных территорий Азербайджана и Лачинская дорога, а затем Армения просит время у официального Баку для освобождения Лачина и Кельбаджара.
3-го мая с двухдневным визитом в Азербайджан прибыл министр внутренних дел Ирана Мостафа Наджджар. Непосредственно в аэропорту министр заявил, что Иран будет тесно сотрудничать с Азербайджаном во всех сферах. Наджджар подчеркнул, что сотрудничество 2-х стран «успешно развивается». В составе иранской делегации находятся также губернаторы Гилана, Восточного Атрпатакана, Западного Атрпатакана и Ардебила, члены Меджлиса Исламского совета, а также должностные лица МИД и МВД Ирана. Все это примечательно в том плане, что Баку на разных уровнях неоднократно громогласно заявлял о том, что вышеупомянутые районы Ирана - «исконно азербайджанские». По словам министра Наджджара, именно эта делегация должна обсудить с Азербайджаном «пограничные вопросы». Встретившись с Мостафой Наджджаром, президент Азербайджана Ильхам Алиев уже выразил уверенность в то, что «для дружественных и братских отношений между двумя странами визит Наджджара станет серьезным стимулом».
Параллельно визиту главы МВД Ирана, 4-го мая в Израиль отправился заместитель главы МИД Азербайджана Араз Азимов, который будет иметь встречи с замминистра иностранных дел и рядом дипломатов Израиля. Запланирована также встреча Азимова с главой МИД Израиля Авигдором Либерманом. С Израилем Баку также обсудит «двусторонние дружественные вопросы, региональные проблемы» и др. А 6-го мая израильский город Хадра примет большую делегацию из «братского Азербайджана» - в этот день в городе откроется парк имени Гейдара Алиева, а азербайджанскую делегацию, в состав которой войдут 40 человек, возглавит руководитель политотдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов. Как отмечает газета «Азг», создается впечатление, что Баку объявил «конкурс нового брата», - кто станет более выгодным - Тель-Авив или Тегеран? И, самое главное, кому будут более выгодны братские отношения - Израилю или Ирану, покажет время.