В среду Украина заявила, что любое энергетическое слияние с «Газпромом» должно происходить на равных. Таким образом, Киев без всякого энтузиазма отнесся к перспективе поглощения со стороны крупнейшей в мире газовой фирмы.
«Предложение заслуживает внимания», - заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, комментируя сделанное в прошлом месяце заявление премьер-министра Владимира Путина о возможном слиянии украинской государственной энергетической компании «Нафтогаз» с российским газовым гигантом «Газпромом».
«Мы его [предложение] будем, естественно, изучать», - заметил Азаров.
По словам Азарова, предложение Путина, озвученное на брифинге после переговоров, прозвучало как гром среди ясного неба и в ходе переговоров не обсуждалось.
Азаров утверждает, что после брифинга он в частном порядке сказал Путину, что «Нафтогаз» готов обсуждать слияние с «Газпромом», но только «на равных».
«Миноритарный пакет не представляет для Украины непосредственного интереса», - говорится в правительственном заявлении.
«Следует все серьезно подсчитать: преимущества, плюсы и минусы», - полагает Азаров.
«В первую очередь надо выработать взаимовыгодную форму сотрудничества», - заявил он, не уточняя подробностей.
«Газпром», крупнейшая в мире газовая компания, намного обгоняет «Нафтогаз» по размерам и потенциалу, и, по мнению аналитиков, слияние фактически означало бы поглощение украинской компании российской.
Россия стала стремиться укрепить связи со своим соседом после того, как в этом году на Украине пришел к власти прокремлевский президент Виктор Янукович.
В прошлом месяце стороны подписали соглашение, согласно которому Украина получит 30 –процентную скидку на импортируемый из России природный газ, сумма которой за 10 лет составит приблизительно 40 миллиардов долларов.
Неожиданное предложение о слиянии привело в ярость прозападную украинскую оппозицию. Между тем ситуация в стране была и без этого напряженной.
В январе 2009 года «Нафтогаз» и «Газпром» оказались в центре газового спора между Россией и Украиной, который привел к прекращению поставок газа в ряд стран Европейского Союза в разгар исключительно холодной зимы.