65-я годовщина той самой Победы, одержанной над фашистами армией СССР, - знаменательная дата, которая будет отмечаться через несколько дней.
Прошло шесть с половиной десятилетий... Но «война», «беженцы», «оккупация» - это, увы, лексикон не только учебников истории, но и ежедневных новостей Азербайджана, где по-прежнему 20% территории оккупировано Арменией, где около миллиона человек изгнаны с родной земли...
...В свое время улицу Курфюстендамм, находящуюся в Берлине, точнее, в западной его части, называли «витриной западного мира». В то время, когда этот город еще не разделила печально известная Стена, именно сюда прежде всего попадали те, кто пересекал границу секторов из Восточного Берлина в Западный. Чтобы сразу оказаться во власти неоновых огней, витрин магазинов, кафе, ресторанов…
Но напротив самого шикарного берлинского универмага стоит разрушенное здание церкви. Как вечное напоминание о войне. Той войне, которая, что бы там ни говорили, началась с Берлина. И закончилась в том же Берлине, разрушенном почти до основания, пережившем бомбардировки и уличные бои. Этот город уже ничем не напоминал щегольскую столицу Германии начала сороковых, опьяненную успехами «блицкрига».
Тогда, в мае сорок пятого, почти что вся Европа была разрушена и разорена войной. Но если все радовались победе, то Германии предстояло еще и испить до дна горечь поражения. И осознания того, что во второй мировой войне больше, чем сами немцы, по большому счету, не виноват никто. Потому что это здесь, в Берлине, власти принимали роковые решения. Здесь были уверены, что могут продолжать и дальше воевать за «жизненное пространство», стирать с карты мира Чехословакию, Польшу, Францию, могут объявлять соседние народы «недочеловеками» и на этом основании, а еще исходя из весьма зыбких «исторических фактов», объявлять, что земли этих самых «унтерменшей» должны принадлежать «германскому Рейху»…
Здесь опьяненные успехами «аншлюса», аннексии Судет, атаки на Польшу строили планы дальнейшего наступления. Здесь принимали решение, раздавив Бельгию, наступать на Францию. Чтобы потом уже на улицах Берлина мальчишки из «Гитлерюгенд», вооруженные «фаустпатронами», пытались остановить советские танки…
Сегодня мир уже убедился: любая катастрофа, неважно, политическая или техногенная, – это всегда результат цепи ошибок. Точнее, неправильных решений. Так было в Чернобыле, где решили провести рискованный эксперимент на работающем реакторе, потом отключили все системы защиты, а дальше упорно скрывали масштабы аварии.
И так еще раньше было в Германии, где сначала нацелились на Австрию, затем – на Чехословакию, Польшу, Бельгию, Францию, Голландию… Последним, в 1941 году, стал СССР, на котором Гитлер и «сломал зубы».
Как утверждают историки, о том, что «война в военном и экономическом смысле проиграна», министр вооружений Тодт заявил в ставке Гитлера еще осенью сорок первого. «Блицкриг» тогда чуть забуксовал у стен советской столицы, но немецкие офицеры могли в бинокль разглядывать Кремль, в Берлин шли эшелоны с награбленным в оккупированных областях… Гитлер Тодту не поверил. Он приказал продолжать наступление, приняв еще одно роковое для Германии решение.
Потом этих роковых решений будет множество. Будет, наконец, 1944 год, высадка союзников в Нормандии и война на два фронта, когда поражение Германии было уже предрешено. Но в Берлине надеялись расколоть антигитлеровскую коалицию, надеялись на «чудо-оружие» - и приказывали продолжать войну. Ту войну, кровавая мясорубка которой перемалывала миллионы жизней, в том числе и самих немцев. Чтобы, в конце концов, уличные бои вспыхнули уже в самом Берлине…
Наверное, на всем пространстве бывшего СССР трудно найти человека, который ну совсем бы не знал историю Второй мировой войны. В особенности, если речь идет о представителях того поколения, которые учились еще в советских школах. Но чем тогда объяснить то, с каким упоением армянские политики повторяют ошибки, которые уже однажды привели к национальной катастрофе куда более сильную и влиятельную Германию?
В самом деле, не заметить параллелей уже невозможно. У Гитлера был «германский рейх», у армянских националистов – «Великая Армения». Гитлер и его приспешники объявляли соседние народы «варварами-недочеловеками», а сегодня армянские газеты переполнены утверждениями, что соседние народы, прежде всего азербайджанцы и турки – это «варвары-кочевники», у которых никакой культуры нет и быть не может, а следовательно, их земли должны принадлежать армянам. И точно так же, как Гитлер в тридцать восьмом, здесь приняли первое роковое решение – начать борьбу за аннексию Карабаха.
За то роковое решение Азербайджан заплатил оккупацией 20% своей территории и гибелью 30 тысяч своих граждан. Цена войны для Армении оказалась куда ниже: ей не пришлось столкнуться ни с оккупацией, ни с массовыми потоками беженцев. Но и тут уже знают, что такое «груз 200» - цинковые гробы с передовой. Иначе армянские студенты не митинговали бы на улицах Еревана, требуя изменить правила поступления в магистратуру, чтобы легче было «откосить» от армии.
Но самое главное заключается в том, что ко второй «точке принятия решения» Армения подошла именно сейчас. Когда международное внимание к региону заметно возросло, посредники предложили очередной вариант политического урегулирования, но в Ереване, так же, как и в Берлине в сорок четвертом, слишком опьянены прежними победами и отказываются что-либо подписывать и выводить войска. И уже строят планы атаки на Джавахетию, отказываются признавать свою границу с Турцией и т.д.
Только вот в Армении, похоже, подзабыли, что любой захват чужих земель, любая оккупация неизбежно приводят к эффекту той самой «сжатой пружины», которая рано или поздно должна распрямиться. Потому что, сколько бы ни уверяли дипломаты, что мирное решение лучше военного, права государств на самооборону никто не отменял. И у Азербайджана тоже есть право, святое право восстановить свою территориальную целостность и изгнать со своей земли войска агрессоров. Не менее святое, чем у оккупированных Гитлером стран Европы.
И понятно, что терпение Баку уже на исходе, что ситуация дошла до критической точки, которая, кроме всего прочего, означает и «точку принятия решения» - на сей раз для Армении. Которой предоставляется редчайший шанс, согласившись на вывод войск с оккупированных земель, избежать новой войны, исход которой может оказаться совсем не таким, как в девяносто третьем, потому что Армения осталась прежней, а вот Азербайджан уже другой. Потому что военный потенциал двух государств сильно не совпадает, а на внешнюю поддержку слишком рискованно уповать. И самое главное, потому что любая война означает новые гробы с линии фронта. Означает гибель десятков тысяч солдат – чьих-то детей, чьих-то родителей, чьих-то любимых и нареченных…
Сегодня их, как тех мальчишек из «Гитлерюгенда», еще можно спасти – если лидеры Армении, которые по десять раз на дню заверяют, что любят армянский народ, в интересах этого самого народа примут, наконец, необходимое и верное решение. И разорвут ту цепь, которая приведет Армению к национальной катастрофе точно так же, как когда-то привела Германию…