В четверг украинский президент Виктор Янукович холодно отреагировал на российское предложение о слиянии газовых компаний двух стран, заметив, что даже его дружелюбно настроенный к Кремлю режим может пренебречь этой идеей.
Его слова свидетельствуют о том, что украинское руководство, спешно заключившее ряд соглашений с Москвой в первые три месяца с момента своего прихода к власти, намерено подчеркнуть пределы, до которых оно готово идти навстречу своему могущественному соседу, особенно в деликатных энергетических вопросах.
Смелое с политической точки зрения предложение застало на прошлой неделе Киев врасплох. «Это был неожиданный шаг, - заявил г-н Янукович журналистам по сообщению его пресс-службы. – Это не значит, что данный вопрос будет рассматриваться Украиной, и что будет принято то или иное решение».
После многих лет натянутых отношений между странами Украина сейчас готова укреплять связи с Россией, добавил он, однако отметил при этом, что его «главная политика – это защита национальных интересов».
По мнению аналитиков, слияние позволит российскому ОАО «Газпром», крупнейшему в мире газовому концерну, поглотить намного меньший украинский «Нафтогаз» и взять под контроль, как внутреннее газоснабжение Украины, так и прибыльную сеть трубопроводов, по которой Европа получает одну пятую своего газа.
Предложение российского премьер-министра Владимира Путина привело в ярость националистически настроенную украинскую оппозицию. Несколькими днями раньше ратификация договора о продлении на 25 лет аренды Россией базы ВМФ в Крыму переросла в драку в парламенте. В итоге договор был ратифицирован с небольшим перевесом. В обмен Украина, сильно пострадавшая от экономического кризиса, получила большую скидку на российский газ.
Главный стратегический аналитик московского инвестиционного банка «Уралсиб Кэпитал» Крис Уифер (Chris Weafer) считает, что г-н Путин, вероятно, осознает, что его предложение не будет иметь успеха, и просто подготавливает таким образом почву для более политически приемлемого проекта совместного предприятия, контролирующего украинские газопроводы.
«Предложив полное слияние, Путин, скорее всего, «запустил пробный шар», чтобы оценить реакцию в Киеве и в Брюсселе, заодно это должно заставить его «план Б» по совместному предприятию смотреться более…. выгодно», - утверждает аналитик.
В среду г-н Янукович заявил по поводу предложенного слияния, что, если Украина будет рассматривать этот вопрос, Европейский Союз должен участвовать в переговорах. Представителей ЕС волнует влияние России на Украину, и г-н Янукович дал понять, что он хочет, чтобы они стали противовесом этому влиянию.
Однако Европейская комиссия – исполнительный орган Евросоюза – в четверг отказалась иметь к этому отношение. Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Оттингер (Guenther Oettinger) заявил после встречи в Брюсселе с украинским министром энергетики, что любое решение в вопросе о слияниях «должно исходить от Москвы и Киева». Европейским чиновникам, заявил он, следует ограничиться проверкой того, соответствуют ли детали сделки европейскому энергетическому законодательству.