МОНРЕАЛЬ. Арктический совет хочет играть более активную роль в разработке совместной многосторонней политики для своих восьми стран-членов. Об этом заявила посол Норвегии в Канаде Эльзе Берит Эйкеланд (Else Berit Eikeland).
С 1996 года Арктический совет, куда входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Россия и Соединенные Штаты, является в основном форумом высокого уровня для развития сотрудничества приполярных государств, для защиты окружающей среды Арктики, а также экономики, социальной сферы и культуры его членов.
Но сейчас началась дискуссия об усилении роли Арктического совета и придании ему новых, более широких полномочий в разработке международной политики, о чем заявила Эйкеланд, выступая на конференции в Монреале по вопросам полярного судоходства.
"Нам нужна дискуссия в Арктическом совете, и мы хотим открыть ее", - сказала посол.
Эйкеланд дала понять, что Арктический совет, планирующий провести в июне встречу в Гренландии для обсуждения вопроса о бурении скважин на нефть в зоне Арктики, может создать постоянный секретариат и организовать постоянное финансирование вместо того, чтобы рассчитывать на те средства, которые периодически выделяют его члены.
Кресло председателя совета страны-члены занимают по принципу ротации. С 2013 по 2014 год председательствовать в этой организации должна Канада.
Определяющим принципом для арктических государств по-прежнему будет "прагматическое" и "практическое" сотрудничество, заявила Эйкеланд, указав на недавнее соглашение между Норвегией и Россией, которым был урегулирован давний пограничный спор в Северном Ледовитом океане.
Это соглашение создало условия для признания в 2013 году границ Северного Ледовитого океана в рамках Конвенции ООН по морскому праву.
"Мы признаем, что Арктика является регионом низкой напряженности, - сказала посол, - мы не видим там никаких военных угроз".
На этой конференции выступал и другой оратор – старший вице-президент судоходной компании Maersk Стив Кармел (Steve Carmel), который заявил, что Северному Ледовитому океану нужен регулирующий договор, подобный действующему соглашению по Средиземному морю, ратифицированному всеми средиземноморскими государствами.
По словам Кармела, данное соглашение, ратификация которого началась в 1980 году, предотвратило возникновение ситуаций, в которых люди могли начать стрелять друг в друга в этом очень сильно милитаризованном регионе. Оно также помогло урегулировать вопросы охраны окружающей среды и торговли.
Представитель России в Арктическом совете и других организациях арктического сотрудничества Антон Васильев заявил, что по международным границам в зоне Северного Ледовитого океана нет никаких споров, отметив при этом соглашение своей страны с Норвегией.
По словам Васильева, все арктические прибрежные государства договорятся путем переговоров о своих границах в Северном Ледовитом океане, потому что именно так призвана работать Конвенция ООН по морскому праву.
Вместе с тем, политолог из Центра военных и стратегических исследований (Centre for Military and Strategic Studies) Университета Калгари Роб Хьюберт (Rob Huebert) видит признаки зарождающихся конфликтов.
В Арктике начинается наращивание вооруженных сил и вооружений, заявил Хьюберт, обращаясь к участникам конференции по вопросам полярного судоходства.
Климатические изменения и возможные споры из-за природных ресурсов Арктики создали некую неопределенность в сфере международной безопасности, и государства хотят сейчас защитить собственные интересы, отметил он.
Канада, Дания, Норвегия, Россия и США либо уже начали перестраивать там свои военные силы и инфраструктуру, либо намереваются сделать это в ближайшем будущем, сказал Хьюберт.
По словам политолога, арктические государства хотят, чтобы общественность воспринимала их деятельность как стремление к сотрудничеству. Вместе с тем, он заявил, что если эти страны всерьез настроены на сотрудничество, им необходимо обсудить в рамках Арктического совета вопросы безопасности, чего до настоящего времени не сделано.
Васильев отверг заявления Хьюберта о милитаризации Арктики, назвав их "полной чепухой", а политолога – человеком "с другой планеты".
"Ситуация вынуждает нас договариваться о том, чтобы не воевать", - сказал он.