Скайола распоряжается 360 миллионами, предназначенными для демонтажа российского атомного флота. Фонды переданы в основном фирмам Лигурии, столь дорогим сердцу экс-министра. Быстрые и невидимые плывут подводные лодки, и тонут общественные деньги, с щедростью подаренные итальянским правительством российскому, как доказательство существования «атомной» дружбы между Сильвио Берлускони и Владимиром Путиным. Распоряжаться ими было доверено Клаудио Скайола.
Начиная с 2005 года, правительство дарит 360 миллионов евро, чтобы помочь Кремлю провести «генеральную уборку» на советском атомном подводном флоте. Но деньги, предназначенные арктическим арсеналам, следуют необычным путем: большая их часть оседает в Лигурии, в то время как другая застревает в Москве. За этим кругосветным плаванием трудно следить из-за бдительности ФСБ, наследницы КГБ, которая дает разрешение на проведение любых этапов операции, задуманной с благородными целями, но в которой преследуются различные интересы.
Скорая помощь
Кошмары холодной войны трансформировались в озабоченность другого сорта: мощные машины, подобные легендарному «Красному Октябрю» из фильма с участием Шона Коннери, годами ржавеют в портах Кольского полуострова, являясь источником радиоактивного заражения в океанах. Десятилетие назад, когда Россия Ельцина еще находилась в глубоком экономическом кризисе, страны Большой Восьмерки решили помочь демонтировать кладбище лодок, работающих на уране. Италия тоже захотела принять участие в этом деле и одобрила многомиллионную помощь товарищам, находящимся в затруднительном положении. Финансирование началось в 2005 году. Это было одним из первых дел, которым занялся новоиспеченный министр промышленного производства Скайола. С тех пор прошло пять лет, и результаты этой арктической экспедиции не могут не вызвать замешательства. Оказывается, что большая часть фондов осела в Лигурии, в основном в фирмах Ansaldo e Fincantieri, в то время как другая часть была потрачена московскими структурами Sogin, обществом, созданным для того, чтобы закрыть итальянскую атомную электростанцию и ставшую техническим советником Берлускони в оказании помощи России.
Больше советов, чем плутония
Результат проведения работ в России очень скудный: были демонтированы всего 3 подводных лодки, а четвертая находится в стадии демонтажа. Но на проведение этих работ было отпущено очень мало денег. Чтобы демонтировать ядерное оружие на одной подводной лодке требуется около 5 миллионов евро, деньги, которые были переданы Москве. Речь идет о стратегичеcком вооружении, и ни один иностранец не может быть допущен к этим работам. Следовательно, до сих пор мы потратили менее 20 миллионов евро. Куда же пошли остальные деньги? Теоретически они нужны для работ второй фазы, а именно необходимо обезвредить радиоактивный материал. Но много денег теряется по дороге, и прежде всего потому, что Италия решила создать комитет, который наблюдает за проведением операции. Эта структура требует колоссальных затрат, немного менее 3 миллионов евро в год. На эти деньги можно было бы демонтировать еще три атомных подводных лодки. Международные эксперты, мнением которых поинтересовался журнал Espresso, а среди них эксперты норвежского фонда Bellona, первого, кто поднял тревогу из-за загрязнения русским флотом вод океана, высказались следующим образом: ни одна другая страна никаких комитетов не создавала.А Sogin образовал комиссию из 12 человек. В ней два бухгалтера, пять итальянских и пять русских инженеров. Это спецподразделение имеет значительные расходы на представительство. Только на съем рабочего помещения, двухсотметровой квартиры в центре русской столицы уходят 9 тысяч евро в месяц.
Расследование, проведенное журналом «Espresso», показало, что квартира зарегистрирована на имя Антонио Фаллико, президента банка Intesa Россия и ключевую фигуру в отношениях между Римом и Москвой. Имена русских техников, нанятых Sogin для работы в комитете, тоже вызывают интерес. Среди них Алексей В. Коваленко, сын бывшего главы Росатома, государственного российского предприятия, ведущего переговоры с Италией. Пять лет назад Государственный контроль опротестовал руководство Sogin с российской стороны, что не помешало государственным структурам и в 2009 году перечислить пяти русским консультантам 262 миллиона евро, все это из денег итальянских налогоплательщиков. Чем же они занимаются? Конечно, их не допускают к демонтажу атомного оружия для проверки соблюдения протокола работ. Подводные лодки разбираются в доках, куда гражданские лица не допускаются. Тем более, наши инженеры не имеют возможности провести инспекцию мест, в которых производится захоронение ядерного топлива с демонтируемых подводных лодок. Это удаленные на тысячи километров от засекреченных портов места. Этот материал перевозится в один из старых секретных городов бывшего Советского Союза: Челябинск-65, который сегодня носит имя Маяк. Это один из важных центров обработки радиоактивных отходов. Он недоступен, и характеризуется высоким уровнем радиоактивного загрязнения, что вызывает тревогу Международного агенства по атомной энергии при ООН.
Морской мусоровоз
В действительности, наибольшая часть фондов, находящихся в распоряжении Скайолы, должна расходоваться именно на вторую фазу, на обеззараживание ядерных отходов. Прежде всего должен был быть построен специальный транспортный корабль для перевозки радиоактивных отходов, оплаченный нами и подаренный русским. Его создает фирмa Fincantieri в Муджиано, в заливе возле Специи, где строят военные корабли. Этот морской мусоровоз будет стоить 71,5 миллионов евро и долже быть спущен на воду через год. Контракт был передан Fincantieri без всякого конкурса, на основании заявления со стороны руководства военного флота Италии, основного клиента Fincantieri, о том, что профиль фирмы соответствует возложенной на нее задаче. И это еще не все. Министр экономического развития ассигновал Fincantieri 800 миллионов на постройку новых фрегатов класса Горизонт. Еще более дорогим будет завод по переработке и временному хранению ядерных отходов, который будет построен в бухте Андреева: 110 миллионов евро. Этот проект очень дорог правительству Берлускони.
В 2005 году, как выяснил журнал «Espresso», в одном официальном письме тогдашний заместитель премьер-министра Джанни Летта информировал Скайолу о том, что он настоял на проведении парламентских дебатов о выделении фондов для России, чтобы гарантировать для Италии строительство завода в бухте Андреева. «Здесь появились надежды на возможность временно (по крайней мере в течение 50 лет) складировать контейнеры с радиоактивными отходами, прошедшими обработку в Великобритании, с наших атомных электростанций. В отсутствие национального спецхранилища мы бы не знали, где их разместить».
Торт из урана
Для строительства предприятия в бухте Андреева был объявлен конкурс по изучению возможности осуществления проекта «в соответствии с российскими нормами», как уточнил инженер Нарбоне, работник министерства, который до прошлого месяца руководил русской программой и который «с 2005 года каждый день ведет борьбу за то, чтобы добиться контрактов для итальянских фирм». Единственной фирмой, которая вызвалась участвовать в работе, оказался консорциум Actec, Ansaldo-Camozzi-Techint, две другие фирмы отказались. Осталась только генуэзская Ansaldo nucleare. Тот же Нарбоне объяснил журналу «Espresso», что следующий заказ на разработку проекта тоже был отдан Ansaldo nucleare. Фирма предоставила смету в крайне сжатом виде: всего одна страница с основными видами расходов на общую сумму в 13,5 миллионов евро. Причем только на перевод документов предусмотрено 585 тысяч евро: при существующих расценках за эти деньги можно перевести 39 тысяч страниц. А ведь речь идет только еще о проекте. В области строительства опять впереди всех оказывается все та же Ansaldo nucleare. Эта генуэзская фирма из группы Finmeccanica после референдума 1986 года по вопросу о закрытии атомных электростанций в Италии осталась почти без работы. Их сайт в Интернете малоинформативен и предлагает сведения за 2005 год: 175 служащих и заказы всего на 42 миллиона евро. Практически, для них работа с русскими стала бы самой существенной частью дохода. При этом это та самая фирма, на которую опирается весь план возобновления атомных электростанций, провозглашенный Скайолой. Эта грандиозная программа по строительству атомных электростанций, безопасных и устремленных в будущее, была сразу же одобрена Сильвио Берлускони. Новая жизнь фирмы Ansaldo была освящена визитом президента Джорджо Наполитано, которого во вторник 4 мая должен был сопроождать лигурийский министр.Но какова насмешка судьбы! Этот день совпал с отставкой Скайолы.