Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Непристойное предложение

© коллаж ИноСМИЕвросоюз не возражает против слияния Газпрома и «Нафтогаза Украины»
Евросоюз не возражает против слияния Газпрома и «Нафтогаза Украины»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последняя идея Кремля - это, образно говоря, предложение брачной ночи без свадьбы. О том, что конкретно предлагается Украине, можно судить из публикаций в российских СМИ, которые со ссылкой на экспертные структуры оценивают капитализацию НАК в $7-12 млрд, а Газпрома - в $140 млрд. Таким образом, можно предположить, что украинской стороне предлагают обменять ГТС и подземные хранилища газа (без них бесперебойный экспорт топлива из РФ в ЕС невозможен в принципе), а также перспективу разработки сланцевых месторождений газа и возможность реализовывать топливо украинским потребителям на 3-6% акций Газпрома, т.е. на 1-2 кресла в совете директоров монополиста без права голоса.

Аппетит приходит во время еды. В обмен на дешевый газ Россия требует от Украины все больше и больше. Во время работы российско-украинской межправительственной комиссии в Сочи премьер РФ Владимир Путин предложил нашей власти объединить Газпром и Нафтогаз. Будто бы ошеломленный прямотой российского коллеги премьер Украины Николай Азаров назвал эту идею экспромтом. Однако буквально за несколько часов до этого выступил пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков и уточнил, что предложение о слиянии газовых монополий готовилась заранее и не является шуткой.

Строго говоря, путинское предложение - это не столько экспромт, сколько блицкриг. Кремль никогда не скрывал своей стратегической цели на украинском газовом рынке - контроль и управление украинской газотранспортной системой. По информации топ-менеджеров Газпрома, предложение о создании ГТС-консорциума официальный Киев получил еще во время второй президентской каденции Леонида Кучмы. Тогда даже было создано ООО "Международный консорциум по управлению и развитию ГТС Украины". Однако Леонид Данилович не спешил отдавать золотоносную курицу и настаивал на том, что в паритетное управление нужно передавать только новые ветви транспортировки газа Евросоюзу. В результате единственным достижением российско-украинского ООО стала разработка технико-экономического обоснования строительства транскарпатской газовой ветви Богородчаны - Ужгород.

В 2005 году президент Виктор Ющенко получил предложение от россиян определиться с ценой газа на украинском рынке, а дельту от тогдашней цены газа в ЕС конвертировать в акции ГТС Украины, согласно  ее рыночной оценке, и передать пакет в собственность Газпрома. Предложение было отклонено по двум причинам. Во-первых, россияне не дали гарантий сохранения льготной ценовой политики. Во-вторых, предметом дискуссии стала "рыночная стоимость ГТС". Получив отказ, Газпром навязал Нафтогазу жесткие цены на газ, сумел сломать газовые договоренности Украины с Туркменистаном, вывел на украинский рынок СП для реализации газа промышленным потребителям, начал скупать кредиторские обязательства НАК... Одним словом, россияне последовательно шли к своей цели, имея неограниченный финансовый ресурс и мощное лобби в украинской власти.

Последняя идея Кремля - это, образно говоря, предложение брачной ночи без свадьбы. О том, что конкретно предлагается Украине, можно судить из публикаций в российских СМИ, которые со ссылкой на экспертные структуры оценивают капитализацию НАК в $7-12 млрд, а Газпрома - в $140 млрд. Таким образом, можно предположить, что украинской стороне предлагают обменять ГТС и подземные хранилища газа (без них бесперебойный экспорт топлива из РФ в ЕС невозможен в принципе), а также перспективу разработки сланцевых месторождений газа и возможность реализовывать топливо украинским потребителям на 3-6% акций Газпрома, т.е. на 1-2 кресла в совете директоров монополиста без права голоса.

Предложено Украине, мягко говоря, немного. Особенно если учесть, что 50% белорусской ГТС (соглашение заключено в 2009 году) Газпром приобрел за $2,5 млрд. Для справки: по газопроводам Беларуси экспортируется 14 млрд м3 российского газа при их годовой пропускной способности около 30 млрд м3. Аналогичные показатели ГТС Украины - 95,82 млрд м3 при транзитной мощности свыше 140 млрд м3 в год. Иначе говоря, экономически справедливая цена отечественной ГТС стартует с $25-30 млрд.

Похоже, правительство Азарова пойдет на объединение. Равноценное объединение возможно только в случае, если официальный Киев сохранит ГТС в своей собственности, получит допуск к общей добыче газа на территории РФ, Россия увеличит объемы транзита топлива через территорию Украины, возрастут пошлина за транспортировку газа и ставка аренды газовых хранилищ. Тем не менее, как показывают первые месяцы работы новой власти, она не будет настолько принципиальной.

Перевод: Антон Ефремов