9 мая солдаты из США, Британии, Франции, Польши и ряда бывших советских республик промаршировали по брусчатке московской Красной площади вместе со своими собратьями из России на параде в честь 65-летия победы во Второй мировой войне.
Факт совместного парада стран НАТО и России в центре Москвы беспрецедентен и свидетельствует о потенциале для сотрудничества в сфере обороны и безопасности, который есть у Москвы и Запада.
Этот потенциал основывается на совпадении ряда их ключевых интересов. Они одинаково считают, что:
• Ядерное оружие и ядерные заряды не должны применяться;
• В мире не должно появляться новых ядерных держав;
• Ядерное оружие не должно попадать в руки негосударственных структур, терроризм с использованием ОМП необходимо предотвращать, а с обычным терроризмом – бороться;
• Все ядерные материалы, пригодные для изготовления оружия, должны учитываться и охраняться по высочайшим стандартам;
• В Европе/Евразии не должно быть вооруженных конфликтов или войн;
• В Евразии не должно возникать несостоятельных государств;
За пределами области безопасности, их ключевые интересы также частично совпадают, требуя, чтобы:
• Международная преступность и контрабанда в Европе/Евразии пресекалась;
• Жизнеспособность и стабильность основных мировых рынков, включая рынки ископаемого топлива, была гарантирована;
• Россия продолжала интегрироваться в клуб экономически развитых рыночных демократий;
Этот список, который я составил, не окончателен. Различные вершины многоугольника, образованного Россией и странами НАТО, в разной степени способны и в разной степени стремятся продвигать те или иные из этих интересов.
Тем не менее, трудно понять, почему до сих пор, 20 лет спустя после окончания идеологического раскола между Западом и Востоком, стороны не только не создали стратегического партнерства, но продолжают противостоять друг другу и держать тысячи ядерных боеголовок готовыми к быстрому запуску.
Сейчас перед бывшими врагами времен холодной войны стоят общие вызовы, включая настойчивые попытки негосударственных структур приобрести ОМП и опасность возникновения в Южной и Центральной Азии несостоятельных государств.
Для страны, проводившей парад 9 мая, список проблем дополняет такая вечная угроза национальной безопасности России, как повстанческое движение на Северном Кавказе. Кроме того, серьезное беспокойство у Москвы вызывает растущее неравенство между слаборазвитыми и малонаселенными частями Сибири и российского Дальнего Востока и Китаем.
Европе, России и США было бы намного проще предотвращать общие угрозы, если бы они действовали как члены одного альянса или как части одного механизма коллективной безопасности.
Для того, чтобы создать такой альянс, необходимо реформировать действующую систему коллективной безопасности в Европе, и всерьез дать Москве в ней право голоса. Однако правительство США уже отвергло российские предложения по новому договору о коллективной европейской безопасности.
Есть и другой вариант – принять Россию в НАТО, но для этого необходимо сначала достичь взаимного доверия и устранить основные причины для разногласий между сторонами, в частности, разрешить конфликты на постсоветском пространстве.
Совместная система противоракетной обороны могла бы помочь прекратить военное противостояние между альянсом и Россией и создать доверие, нехватка которого особенно ощутима в отношениях между Россией и рядом стран бывшего Варшавского договора, несмотря на недавнее сближение между Москвой и Варшавой, которое доказывает, что эту враждебность не стоит считать непримиримой.
Смягчить связанные со вступлением России в НАТО опасения этих стран могла бы помочь идея Уильяма Перри (William Perry) и Джорджа Шульца (George Shultz) о переходе альянса от консенсусного способа принятия решений к принятию решений в правящих структурах альянса сверхквалифицированным большинством голосов. Членство в НАТО также избавит саму Россию от опасений по поводу вступления в альянс бывших советских республик. Кроме того, оно могло бы сыграть важную (хотя и не решающую) роль в укреплении экономического сотрудничества с Западом, которое необходимо России, чтобы диверсифицировать и модернизировать ее экономику и уменьшить разрыв с Китаем в восточных областях страны.
Сейчас, когда в мире возникают намного более серьезные угрозы, чем раньше, ни США, ни Европа, ни Россия не могут позволить себе сохранять в неизменности действующую систему коллективной европейской безопасности, недостатки которой наглядно продемонстрировали войны в бывшей Югославии и в Грузии.
Если против них не выступить сообща, эти угрозы будут расти по масштабу и размаху. В итоге будущие поколения сочтут, что подозрительность и недостаток сотрудничества, существующие между Россией, Европой и Америкой, были абсурдными и пагубными.
Симон Сараджян – научный сотрудник Белферовского центра при Школе имени Кеннеди Гарвардского университета, автор ряда статей по вопросам безопасности и терроризма.