Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Английский газон в грузинской реальности

© public domainгрузия
грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иногда при попытке сложить отдельные, на первый взгляд не связанные друг с другом явления, сознание выводит на другой уровень восприятия действительности. Это нормально, если учитывать тот факт, что все в мире взаимосвязано, и как говорил классик, просто так кирпичи никому на голову не падают.

Иногда при попытке сложить отдельные, на первый взгляд не связанные друг с другом явления, сознание выводит на другой уровень восприятия действительности. Это нормально, если учитывать тот факт, что все в мире взаимосвязано, и как говорил классик, просто так кирпичи никому на голову не падают.

Помните старый анекдот про английский газон? У садовника из Англии спросили, что нужно сделать для того, чтобы вырастить на лужайке английский газон. Это очень просто, улыбнувшись, ответил садовник, нужно посеять траву, и когда она подрастет, подстричь ее. Потом она еще раз подрастет, еще раз подстричь, подрастет еще, подстричь, и так триста лет. Данный анекдот очень хорошо отражает суть перехода к гражданскому (национальному) государству (обществу).

Любые отношения внутри общества основаны на традиции и реалиях, реалии меняют их, тогда как традиция консервирует, придавая определенную, устойчивую форму.
То, что происходит сегодня в Грузии, уже не раз было в истории других стран. Англия семнадцатого века, Франция восемнадцатого, Германия девятнадцатого, значительное число стран в двадцатом веке, прошли этот этап. Этап приведения отношений внутри общества в соответствие с уровнем его технологического развития. Бюргеризация общества объективный исторический процесс напрямую связанный с технологиями производства и распределения общественного продукта.

Рыночные отношения невозможны в сословном обществе, кто бы не находился в положении господствующего сословия – потомственная аристократия или высшие чины бюрократии. Процесс перехода от одной модели отношений внутри общества к другой всегда болезнен, ибо традиция по инерции противостоит изменениям. Однако, как показывают примеры других стран, изменения неизбежны, а вопрос состоит только в том, какую цену заплатит общество за упорное нежелание признать реалии сегодняшнего дня.

Рассматривая пример Грузии, конечно, необходимо учитывать то обстоятельство, что переменам внутри нашей страны противостоит не только внутренняя традиция, но и серьезнейший внешний фактор соседства с огромной страной, в которой также начались аналогичные процессы. Все было бы ничего, если бы правящая элита нашего соседа не выбрала моделью своего благополучия сохранение сословного деления внутри общества и недопущение развития гражданских институтов, соответствующих реалиям рыночной экономики.

Именно поэтому успешный ход реформ в Грузии смертельно опасен для Кремля. Возникновение страны с развитыми институтами гражданского общества на постсоветском пространстве, неизбежно ускорит процессы в соседних странах, да и в самой России. Никакие альтернативные энергетические маршруты, военные базы НАТО и прочие страшилки, придуманные для российского обывателя, не таят в себе реальной угрозы национальным интересам России. А вот «растлевающее влияние Запада» угроза настолько серьезная, что с ней нужно бороться всеми имеющимися в арсенале средствами. В Кремле это прекрасно понимают и борются.

Впрочем, вначале все было совсем не так, в Кремле серьезно полагали, что почувствовав вкус власти, молодая команда Миши Саакашвили ни на какие реформы не пойдет. Ну, кто же добровольно будет пилить сук, на котором так удобно сидеть. Однако, уже 2005 году то, что происходило в Грузии, стало серьезно раздражать Кремль, что вылилось в системный кризис отношений между странами. Торговые блокады и массовая высылка трудовых мигрантов из сытой Москвы воздушными средствами, не предназначенными для транспортировки людей, не привели к желаемому результату. Вопреки прогнозам кремлевских аналитиков Грузия не загнулась от голода и холода. Напротив, подтверждая слова Ницше о том, что все, что нас не убивает, делает сильнее, Грузия научилась жить без помощи и партнерства со «старшим братом». Оставался только один путь, скинуть Саакашвили и компанию другими методами.

Благо, это не представлялось очень сложной задачей. Обиженных властью было сколько угодно, нужно было просто оказать им необходимую поддержку. Казалось, что достаточно искры, чтобы в Грузии все вспыхнуло и, начатые реформы, сгорели, синим пламенем. Однако запас прочности у властей оказался достаточным, и дальше была война.

Не буду подробно останавливаться на том, о чем говорилось неоднократно. Ограничусь лишь одним замечанием, судя по всему, российская армия не собиралась брать Тбилиси. Слишком накладно, как в военном, так и в политическом отношении. Вся суть броуновского движения российских войск сводилась к попытке вынудить власти Грузии бежать из страны. Но и тут не получилось. Полномасштабные акции весной прошлого года, когда уши Кремля торчали уже более явно, также не принесли результата. Следующий этап – прямая мобилизация прокремлевских сил и использование религиозной риторики для возвращения Грузии в стойло.

С «оппозицией» все более или менее понятно, товарищи Бурджанадзе, Ногаидели, Кукава, Дзидзигури и прочие, уже не стесняясь, ездят в Москву и жмут руку национальному лидеру, отдававшему в августе 2008 года приказы о бомбардировках грузинских городов. Ничего кроме омерзения и брезгливости у подавляющего большинства населения они не вызывают.

Гораздо сложнее с религиозным фактором. На протяжении веков империя использовала фактор единоверия. Практически все иерархи грузинской Церкви учились в России. Не использовать этот фактор на этот раз, учитывая глубокую религиозность населения Грузии, было бы просто грешно. Тут мы попали в ловушку противостояния реалии и традиции.

Развивать институты гражданского общества, невозможно не обеспечив равенство перед законом, как минимум, основных религиозных конфессий. Объявить православие государственной религией в Грузии, учитывая поликонфессиональный состав населения, невозможно. Конкордат времен Эдуарда Шеварднадзе был полумерой, способной лишь на время сгладить противоречия.

Несмотря на требования либерального лагеря, у властей не хватило политической воли обеспечить равенство всех религиозных общин перед законом. Любые попытки поднять эту тему немедленно объявлялись борьбой с православием. Причем не только со стороны иерархов, но и со стороны политического спектра. Еще бы, ведь у наших политиков уже давно стало традицией бежать к патриарху с просьбой посодействовать в решении того или иного спора. И даже это было бы приемлемо, если бы не одна деталь. Наличие мощного пророссийского лобби в ГПЦ сегодня является секретом Полишинеля.
План Кремля настолько прозрачен, что сегодня в Грузии его видно и без доступа к оперативной информации.

Тридцатого мая в Грузии пройдут выборы в местные органы власти, исход которых практически предрешен. Предрешен многими объективными и субъективными факторами, тот факт, что партия власти лидирует, не оспаривается даже ее политическими конкурентами. С другой стороны много разговоров со стороны прокремлевской оппозиции о готовящихся фальсификациях и масштабных акциях протеста после выборов. Конечно, никаких масштабных акций против власти не будет, на последний митинг 6 мая кремлевцам удалось вывести всего триста человек. Значит необходимо предпринять, что-то экстраординарное, то, что повергнет общество в шок. Очень похоже, что такая акция уже спланирована в коридорах Лубянки.

Буквально на днях, как черт из табакерки возникла новая политическая организация – Православное движение. Движение оказалось очень резвым, буквально за несколько дней они успели устроить драку со студентами университета Ильи Чавчавадзе и устроить погром телекомпании «Кавкасия», оппозиционной телекомпании кстати.

Пока мы не знаем, кто предложил Давиду Акубардиа (владельцу телекомпании) устроить дебаты по поводу книги с сомнительными литературными достоинствами под названием «Тайная муйня». С большой степенью вероятности можно предположить, что именно этот человек был зачинщиком большой провокации. Или его могли использовать в слепую, что впрочем, не исключает наличие заказчика. В передаче участвовал один из основателей Православного движения Малхаз Гулашвили, ну а другой основатель, протоирей Давид Исакадзе привел в студию погромщиков. Вот такая картина маслом.

Конечно, я далек от мысли, что кучка экзальтированных маргиналов способна свергнуть законную власть. Думается, им уготовлена совсем другая миссия. Давайте ответим себе на простой вопрос – имеет ли шансы дестабилизировать ситуацию в стране митинг в триста или даже в три тысячи человек. Очевидно, нет. А что произойдет, если во время этого митинга будет убит православный священник с ореолом борца за веру? Думаю, ответ очевиден.

В такой ситуации нам остается только уповать на профессионализм наших правоохранительных органов. Малхаз Гулашвили почувствовав, что уже запахло жаренным, сбежал в оккупированный Ахалгорский район. Сейчас как воздух необходима реакция здоровых сил ГПЦ, которые смогли бы решительно отмежеваться от провокаторов и предателей. Само общество должно быть готово противостоять подобным сценариям.
 Ведь если газон не постричь хотя бы один раз, придется начинать все заново.