Гавана. Диктатуры левого толка, то есть наихудшие, отличаются удивительной тягой к засекречиванию всего и вся. Особенно в этой области поднаторели коммунисты, которые скрывали важные события и даже целые города.
Именно поэтому группа российских и французских журналистов, которые обладали широкой известностью и, казалось бы, ко всему привыкли, раскрыли от удивления глаза, поскольку не могли поверить в то, что увидели в России в 1990 году.
Благодаря перестройке, они получили разрешение на посещение Челябинска-40, закрытого города, не отмеченного на картах, где располагались объекты атомной промышленности. Он был расположен на восточном склоне Уральских гор, всего в 120 километрах от Свердловска, ныне Екатеринбурга. То, что они увидели, было описано во многочисленных репортажах, опубликованных в международных изданиях. Несмотря на то, что прошло уже много лет, эти статьи всё ещё попадаются на глаза.
Челябинск-40 был скрыт от посторонних взоров в течение более сорока лет. Качество жизни этого закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), население которого составляло 80 тысяч человек, хотя и окруженных колючей проволокой, было намного выше, чем в остальных советских городах: более комфортабельные дома, лучшее снабжение, хорошие детские сады и т.д. В отличие от остальных советских людей, жители Челябинска-40 первыми узнали о взрыве ёмкости с высокоактивными отходами, произошедшем в 1957 году. Вследствие радиоактивного загрязнения, охватившего многокилометровую зону, из окрестностей были эвакуированы несколько деревень.
Тем не менее, жители Челябинска-40, в основном русские и башкиры, добровольно оставались в городе, несмотря на то, что дозиметры показывали резкое возрастание радиационного фона, несовместимого с человеческой жизнью, и эту территорию признали непригодной для проживания в течение двухсот лет. Там они растили детей, не желая расставаться со своим материальным благополучием, а свою работу рассматривали как вопрос чести, доблести и героизма. Это были люди (живы ли они?), которые прекрасно знали то, о чём умалчивало советское правительство, причём речь шла не только о взрыве высокоактивных отходов в 1957 году, но также и об аварии на Чернобыльской АЭС, которую советские власти первоначально желали скрыть и обозначили как не имеющую серьёзных последствий.
Иностранные журналисты обратили внимание на неухоженность зданий атомной станции Челябинска-40, избыток руководящего состава, неубранность территории, устаревшие компьютеры и очереди работников в продуктовых магазинах. Представители западного мира были изумлены тем, что советские власти сумели скрыть существование города с населением восемьдесят тысяч человек, крупномасштабные аварии с мощными радиоактивными выбросами, а также длительным безразличием режима к загрязнению окружающей среды.
Они признали, что до эпохи Горбачёва и гласности они не смогли бы написать эти репортажи из зоны, окутанной тайнами и секретностью советского строя.