Отношения с США, которые еще два года назад считались провальными и чреватыми конфронтацией, сегодня процветают. «Перезагрузка» прошла успешно. В начале апреля был подписан Договор по СНВ. В конце июня президент Медведев собирается в США с официальным визитом. В то же время скептики в обеих странах не устают твердить, что «все равно с Америкой (Россией) ничего не получится»; что «СНВ/START – он же и финиш, предел возможного»; что «отношения развиваются по синусоиде: после подъема обязательно следует спад».
Скептики апеллируют к негативному опыту, но скептицизм как позиция воспроизводит именно такой опыт. Будущее не предопределено, оно создается сегодня. Сегодня же – в третий раз за последние 20 лет - вновь создалась благоприятная ситуация для того, чтобы выстроить новые российско-американские отношения. Два предыдущих шанса – в начале 1990-х и затем в начале 2000-х годов – были упущены. Если будет упущен и нынешний, следующего, возможно, придется ждать еще десять лет.
Хотя сегодня РФ и США не зациклены друг на друге, их коренные интересы требуют сотрудничества. Администрация Обамы нуждается в поддержке Москвы в международных делах (Иран, Афганистан, нераспространение, климат и т.д.), тандем Медведева-Путина рассматривает США как важный внешний ресурс российской технологической модернизации. Взаимодействие на основе баланса интересов очевидно: сближение позиций двух стран по Ирану уже позволило Белому дому возобновить процесс утверждения в Конгрессе соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Эта договоренность, известная как «соглашение 123», открывает для российской атомной промышленности американский рынок.
Хорошо, но это соглашение было заключено еще предыдущей администрацией. Российскую сторону очень интересует отмена США ограничений на передачу ей передовых технологий. Чтобы добиться этого, России мало вступить в ВТО – а это реально сделать еще до конца 2010 года - и отправить в архив поправку Джексона-Вэника. Требуется новое качество стратегических и политических отношений с Вашингтоном. Договор по СНВ/START - это действительно только начало. Никакое сокращение вооружений, по-прежнему нацеленных друг на друга, не снимет структурную враждебность ядерного противостояния. Снять такое противостояние может только стратегическое сотрудничество. Лучшая площадка для этого – противоракетная оборона.
Проблемой ПРО придется заниматься в любом случае. Если Америке и России удастся создать совместную систему обороны, они перестанут быть даже потенциальными противниками. Если не удастся, то США так или иначе будут создавать собственную глобальную ПРО, а РФ – средства ее преодоления. Очевидно, какой вариант предпочтительнее для обеих сторон и на что следует направлять усилия. Пока же складывается впечатление, что в вопросе противоракетного сотрудничества запросы России велики, но неконкретны, а предложения Америки конкретны, но слишком скромны. Нужен мощный импульс, чтобы преодолеть наметившийся разрыв.
Вашингтон, со своей стороны, хотел бы наладить диалог с Москвой по вопросам, связанным с дальнейшим ростом китайской мощи (не угрозы). Россияне крайне осторожны в любых вопросах, связанных с Китаем. Это, кстати, относится и к сотрудничеству с США в области ПРО. Осторожность, однако, не должна сковывать действия в поддержку национальных интересов. Разговаривая с американцами о Китае, а также – что естественно – с китайцами об Америке, развивая сотрудничество с США и НАТО в области ПРО, Москва могла бы вовлекать Пекин в трехстороннее сотрудничество РФ-США-КНР в вопросах укрепления стратегической стабильности. Американо-китайская конфронтация никак не в интересах России.
Итак, российско-американские отношения развиваются успешнее, чем предполагалось в момент их «перезагрузки». Между Медведевым и Обамой наладился интенсивный диалог: 20 встреч и содержатиельных телефонных разговоров за неполные полтора года. Из вспомогательных для США (с точки зрения поддержки американских целей в Афганистане и Иране) и периферийных для России («главное – чтобы американцы оставили нас в покое») они превратились в самодостаточные. США перешли к практике выстраивания партнерских отношений с крупным государством, ревниво оберегающим свою самостоятельность, а Россия занялась привлечением США к создаваемому ей «альянсу ради модернизации». Обе страны стали рассматривать друг друга в качестве важных ресурсов.
Такие перспективы были бы невозможны, если бы проблемы, долго омрачавшие российско-американские отношения, не отошли на второй план. Новое руководство Украины деактуализировало вопрос о вступлении в НАТО. Президент Грузии Саакашвили оказался в международной полуизоляции. События в Киргизии продемонстрировали, что Москва и Вашингтон способны взаимодействовать в деликатных ситуациях. Важнее всего то, что Вашингтон убедительно дал понять Москве: нынешняя администрация не стремится к «выдавливанию» российского влияния в Новой Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. Речь не идет об уступках Москве, а о смене приоритетов во внешней политике США.
Насколько устойчива такая «перезагрузка» американской внешней политики? Через два года в США – президентские выборы. Барак Обама, еще недавно казавшийся ослабленным, продемонстрировал лидерские качества и сумел стабилизировать ситуацию. За реформой здравоохранения грядет финансовая реформа, противодействовать которой республиканцы вряд ли смогут. Вероятно, что на выборах в Конгресс демократы понесут потери, но не очевидно, что они утратят большинство в какой-либо из палат. Важно и то, что у республиканцев пока нет серьезного оппонента действующему президенту. Выдвижение Сары Пейлин стало бы просто подарком Обаме.
Вывод: достигнутый успех нужно наращивать, чтобы успеть создать «несгораемый» задел. Необходимо продоложать инвестировать в отношения с нынешней администрацией США. Обеспечивая ратификацию Договора по СНВ, нужно идти дальше – к сотрудничеству по ПРО. Есть потребность в координации стратегии и тактики в отношении иранской ядерной программы, стабилизации Афганистана и мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Новый уровень стратегического и политического взаимодействия может создать условия для нового качества экономических и научно-технических связей. В конечном счете, именно от того, какие отношения сложатся между Россией и США в 2010-е годы, в первую очередь будет зависеть эффективность привлечения внешних ресурсов для российской модернизации. Без США не будет в полном объеме ни Европы, ни Японии, ни даже Сингапура. Нельзя допустить, чтобы и третья попытка установления партнерских отношений с Америкой оказалась неудачной.