ВАШИНГТОН. План командующего силами НАТО в Афганистане генерала Стэнли Маккристала по освобождению от талибов афганских провинций Гильменд и Кандагар находится пока только на начальном этапе реализации. Но уже сейчас появляются признаки того, что те неудачи и трудности, на которые данный план натолкнулся, вызывают у высшего военного командования в Вашингтоне серьезные сомнения относительно его эффективности и работоспособности.
Усиливается скептицизм в отношении амбициозных целей Маккристала, и об этом косвенно свидетельствует содержание и тональность пентагоновского доклада о ходе войны, опубликованного 26 апреля, в частности, в плане оценки успеха кампании в Мардже. А теперь этот скептицизм приобретает еще большую выразительность в связи с появлением в колонке Дэвида Игнатиуса (David Ignatius) в Washington Post заявления одного неназванного "высокопоставленного военного представителя".
Этот высокопоставленный военный представитель подверг критике прозвучавшее в феврале заявление Маккристала о том, что "правительство у него в кулаке, и готово активно помогать ему" в кампании в Мардже. По словам Игнатиуса, это заявление породило "надежду на быстроту действий и эффективность, которых в действительности нет".
Этот же военный представитель отмечает, что некоторые районы Гильменда, которые предполагалось очистить в ходе февральско-мартовского наступления, на самом деле по-прежнему находятся под контролем талибов, и что действия афганского правительства в ходе этого наступления вызвали глубокое разочарование.
Взгляды Пентагона и Белого Дома на начавшееся наступление в Кандагаре также отличаются пессимизмом, судя по заявлениям анонимного "высокопоставленного официального лица из администрации" Игнатиусу. Этот человек сказал Игнатиусу, что операция "все еще не завершена". Он отметил, что штаб Маккристала все еще не решил, какую часть местной власти военные могут "спасти", а какую "придется перестраивать".
Это совершенно очевидный намек на ту дилемму, с которой американские военные столкнулись в Кандагаре. Презираемый многими брат президента Хамида Карзая Ахмед Вали Карзай (Ahmed Wali Karzai) контролирует всю структуру власти. С другой стороны, пользующегося поддержкой США губернатора провинции, на которого сейчас делается ставка в расчете на то, что он реализует реформы во власти, жители Кандагара считают бессильным руководителем, о чем 29 апреля на страницах Washington Post написал Джонатан Партлоу (Jonathan Partlow).
Такие негативные отзывы об операции в Гильменде и Кандагаре, звучащие из уст высокопоставленных вашингтонских чиновников, в которых указывается на недостатки в плане Маккристала, говорят о том, что за кулисами выражается еще более серьезная обеспокоенность.
В докладе Пентагона о ходе войны находят отражения такие же сомнения относительно той стратегии, которую проводит Маккристал. Об этих сомнениях говорит как подчеркнуто выделенное в этом докладе, так и несказанное. В нем звучит вялая похвала, похожая на осуждение, а затем отмечается, что наступлением в районе Марджи и в других районах Гильменда удалось добиться лишь "некоторых успехов в изгнании боевиков из их укрепрайонов".
Вторя заявлениям "высокопоставленного военного представителя", авторы доклада отмечают, что успехов в "управлении и развитии" пока мало. А между тем, главной целью наступления в Мардже была названа демонстрация того, что афганское правительство может обеспечить это самое "управление и развитие".
В разделе пентагоновского доклада о состоянии и деятельности боевиков еще более откровенно звучит мысль о том, что Маккристал не сумел достичь главной цели своего плана. Его авторы делают вывод, что стратегия талибов по отражению наступления "оказалась эффективной в замедлении процесса распространения и укрепления государственной власти и развития".
Ключевым является заключение о том, что талибы "вновь просочились в очищенные от них районы" Гильменда и "убедили местных жителей не идти навстречу афганскому правительству", казнив тех, кто согласился на сотрудничество с ним.
Негативная в целом тональность анализа произошедшего в Гильменде стала отражением решения руководителей из Пентагона отказать в доверии военному плану Маккристала.
Единственный элемент стратегии Маккристала, названный в докладе эффективным в борьбе с боевиками, вызывает наибольшие противоречия. Речь идет о программе ночных рейдов спецназа по домам подозреваемых в сотрудничестве с "Талибаном", которая вызывает негодование у афганцев повсюду, где силы специального назначения применяют такую тактику.
Косвенным выражением сомнения в действенности стратегии Маккристала стала еще одна мысль, прозвучавшая в докладе. Его составители полагают, что на готовность лидеров движения "Талибан" к переговорам повлияют не наступления с целью изоляции населения от боевиков, а "совокупный эффект" от арестов высокопоставленных руководителей талибов в Пакистане и от точечных рейдов спецназа против "полевых командиров низового звена".
На самом деле, лидеры "Талибана" уже выразили свою готовность к переговорам, хотя и не на тех условиях, на которые может согласиться администрация Барака Обамы.
Маккристал отреагировал на неудачи в Гильменде и Кандагаре тем, что отказался от самой амбициозной своей цели в рамках борьбы с боевиками: от создания обширной зоны контроля, охватывающей обе провинции. В конце января один руководитель, работающий у Маккристала в Силах содействия безопасности в Афганистане (ISAF), заявил Inter Press Service: "Первое, что вы увидите, это попытка создать смежную зону безопасности в Гильменде и Кандагаре, на долю которой приходится 85 процентов экономических ресурсов".
Маккристал упомянул об этой же цели в своем интервью Financial Times, которое было опубликовано 25 января. "Если мы сможем защитить 85 процентов населения и изолировать его от боевиков, то им будет очень трудно оказывать значительное воздействие", - сказал он.
Но после окончания операции в Мардже ни Маккристал, ни другие руководители из сил ISAF уже ничего не говорят о плане создания "смежной зоны безопасности".
Маккристалу предстоит в декабре подготовить и представить годовой анализ реализации своей стратегии. Как заявили в конце марта Washington Post высокопоставленные чиновники из администрации, ему придется доказывать, что "общий переход к стабильности и к укреплению государственной власти" к этому времени обеспечен.
Выступая в конце января в Кабуле (выдержки из этого выступления есть в видеозаписи НАТО), Маккристал уверенно заявил, что к декабрю он сможет "продемонстрировать реальный прогресс с конкретными цифрами и фактами в руках".
Однако неспособность очистить от талибов те районы, где они наиболее сильны, неудачи в деле ослабления власти брата Карзая в Кандагаре, а также отсутствие поддержки оккупационным войскам в провинции со стороны населения и племенных старейшин может вызвать у представителей администрации большие сомнения в отношении этих заявлений.
Офицеры штаба Маккристала не скрывают своих надежд на то, что им удастся убедить американское общество в успехе его стратегии в Гильменде и Кандагаре, в связи с чем эту стратегию можно будет продлить дольше середины 2011 года, когда, по словам Обамы, начнется вывод американских войск и передача афганцам функций по обеспечению безопасности.
Взяв интервью у офицеров Маккристала в Кабуле, выступающий за продолжение войны журналист Роберт Каплан (Robert Kaplan) написал в апрельском номере журнала Atlantic: "Сама перспектива некоего успеха к июлю 2011 года увеличивает шансы на то, что американские войска останутся в Афганистане в большом количестве на долгие годы".
Гарет Портер – историк-исследователь и журналист, специализирующийся на политике национальной безопасности США. Его последняя книга 'Perils of Dominance: Imbalance of Power and the Road to War in Vietnam' (Опасности господства: Дисбаланс силы и дорога к войне во Вьетнаме) была опубликована в 2006 г.