Все больше становится актуальной тема планов строительства новых атомных электростанций в регионе, где граничат между собою Польша, Литва, Калининградская область, которую еще иногда называют Западной Россией, и Беларусь. Стимул этим планам придала судьба Игналинской АЭС, которую Евросоюзу Литва обязалась закрыть.
И решило тогда руководство Беларуси обзавестись собственной АЭС, что стало вызывать особое внимание в соседних и в других странах Европы. Готовность помочь Лукашенко построить собственную АЭС выразил и Иран.
Новый прилив интереса к этой теме вызвало заявление, недавно прозвучавшее из Вильнюса.
Литва не одобряет строительство атомной электростанции в Беларуси, которую планируют построить в 55 км от Вильнюса в Островецком районе. Об этом сказано в официальной позиции, подготовленной Министерством охраны окружающей среды. Документ передан Беларуси. В нем указано, что оценка воздействия будущей АЭС на окружающую среду недостаточно исчерпывающая, поэтому просят провести ее повторную презентацию в Литве. В связи с появлением этого официального документа, полагают наблюдатели, в двусторонних отношениях может возникнуть «тромб», способный оказывать в дальнейшем заметное влияние и на развитие других сфер сотрудничества между двумя государствами.
Первая, прошедшая в Вильнюсе презентация, мягко говоря, оказалась неудачной. А попросту провалилась. Как свидетельствуют очевидцы, из-за вопиющей некомпетентности, непрофессионализма белорусских чиновников, которые так и не смогли представить весомые аргументы в пользу строительства АЭС на территории Беларуси и, главное, ее безопасности для населения, проживающего в данном регионе.
О мероприятии под названием «общественные слушания», которые устроили власти в самом Островецком районе и вспоминать как-то неприлично. На нем заготовленные выступления вылились в сплошной «одобрямс». А оппонентов просто погоняли в три шеи. Так что даже о некогда обещанном с самого верху всенародном референдуме на тему строительства белорусской АЭС сегодня даже думать небезопасно.
Не смог развеять серьезные сомнения многих экологов, специалистов по поводу АЭС и гостивший недавно в Вильнюсе премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Он утверждал, что новая атомная электростанция, которую планируют построить недалеко от границы с Литвой, будет безопасной и будет отвечать международным стандартам.
По его словам, все строительные работы с первого дня будут контролировать европейские и мировые ведомства, к примеру МАГАТЭ. Сидорский утверждал, что Литве были представлены все необходимые документы, провели общественные слушания, интересовались мнениями экспертов в области энергетики, экологии и других. "Мы открыты для диалога", - сказал премьер-министр Беларуси. О возможностях, необходимости обсуждений, диалога о планах строительства белорусской АЭС говорил и литовский премьер Андрюс Кубилюс. Он, в частности, заявил, что белорусам может быть интересен литовский опыт в области атомной энергетики, в первую очередь, в деле создания механизма регулирования, который отвечает мировым стандартам.
«Мы высказали определенную обеспокоенность и замечания по поводу места строительства АЭС. Но эти проблемы можем решать путем развития сотрудничества, а не во время эмоциональных и жарких споров", - сказал Кубилюс. Тут можно напомнить, что «определенная обеспокоенность» у литовцев лишь нарастала по мере поступления разной , порою противоречивой и недостаточной информации о планах строительства Островецкой АЭС. Причем еще со времен предшественника Кубилюса на посту премьер-министра Киркилиса, призывавшего не драматизировать возникшую, буквально на глазах, проблему. С тех пор, собеседники Сидорского в Вильнюсе менялись, а позиция Минска нет. Нельзя сказать, что озабоченность, беспокойство высказывались только с литовской стороны.
Так, экс-президент Национальной академии наук Беларуси, руководивший также и верхней палатой парламента академик Александр Войтович считает, что при выборе проектировщиков многое будет зависеть от самого Александра Лукашенко: “Думаю, что Лукашенко будет играть в определенные игры, чтобы заработать на этом политические дивиденды. Но меня, прежде всего, волнует другое: боюсь, чтобы белорусская атомная станция не стала объектом, на котором может пойти самообогащение урану. Ибо непредсказуемый человек стоит у нас на самом верху. Очень непредсказуемый!”. О мнении академика Войтовича снова вспомнилось, когда совсем недавно руководитель Беларусь в очередной раз решил обратить на себя внимание всего мира, когда публично выразил свое несогласие с выводом с территории Беларуси советского ядерного оружия. И не только.
«Я не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран — сотни килограммов фактически уже оружейного и менее обогащенного”, — сообщил он, тем самым, уравняв себя с лидерами стран-изгоев, тайно ведущих ядерные разработки. То, что Лукашенко считает ошибкой безъядерный статус своей державы, напрягло многих. В том числе и соседей Беларуси. Даже Россия стала корректировать условия своего участия в планах строительства белорусской АЭС, начав предлагать создание совместного предприятия, что, похоже, в атомные планы Лукашенко не входит.
Тем временем, Россия, одновременно со своими белорусскими перспективами в сфере ядерной энергетики начала строить свою Балтийскую АЭС в Калининградском анклаве. Месторасположение будущей станции уже определено – строительство начнётся приблизительно в 15 км от Немана. Проект Балтийской АЭС подразумевает сооружение двух энергоблоков. Первый планируют ввести в эксплуатацию ввод в уже в 2016 году. По словам руководителей РАО ЕЭС России, возможно досрочное начало работы станции.
Если перспективы намерений Москвы создать совместное предприятие на базе будущей Островецкой АЭС сегодня представляются туманными, то «пристегнуть» Литву к совместному строительству новой АЭС в Калининграде, уже ясно, не суждено сбыться.
Президент Литвы Даля Грибаускайте отказалась от предложения российского премьера Владимира Путина совместно строить новую атомную электростанцию в Калининграде.
«Я очень ясно сформулировала, что Литва будет строить свою станцию»- сказал Грибаускайте агентству BNS. Ясно формулируют свои планы по строительству АЭС на своей территории и поляки.
Как отмечают эксперты, у всех четырех стран региона, объявивших о своих планах строительства АЭС, различные стартовые условия. Так, евросоюзные Польша и Литва рассчитывают на финансовую поддержку Брюсселя, приветствующего повышение энергетической независимости от Москвы. А в обеспечении энергетической безопасности для своих членов должно участвовать и НАТО, чего явно недооценивают минские стратеги.
Правда, разразившийся в ЕС финансовый кризис может наложить свой «отпечаток» на планах строительства новых АЭС. Зато у России, судя по всему, нет таких ни финансовых, ни технических трудностей со строительством АЭС в Калининграде. А вот атомные амбиции руководителя Беларуси наталкиваются не только на технико-финансовые трудности, которые вполне объективны. На первое место выходят политические.
Экс-президент Литвы Валдас Адамкус сказал, что видит чисто политический аспект в планах Беларуси. "Строительство Белорусской АЭС рядом с литовской столицей трудно объяснимо, ведь вокруг полно территорий, где концентрация людей меньше. В некоторых случаях надо придерживаться определенных законов безопасности", – сказал Адамкус. Однако он повторяет, что, как и 20 лет назад, он считает, что АЭС – это самый чистый источник энергии. Литва без АЭС не сможет обойтись, практически весь мир идет по пути атомной энергетики.
Если Лукашенко, как ему видимо кажется, удалось легко преодолеть, вернее забыть, когда-то обещанный всенародный референдум по строительству белорусской АЭС, то вот убедить соседей не получается. Там, как это принято в демократических странах, общественное мнение игнорировать невозможно. А недавно прозвучавшие из Парижа, Праги предложения о готовности поучаствовать в атомной проекте Лукашенко представляются просто политической игрой на чьих то нервах.
Как и декларации Тегерана на эту тему. Куда серьезней следует воспринимать нарастающее сопротивление не только Литвы, но уже и Австрии, где у белорусского режима очень большие финансовые интересы. Так на слушаниях 11 мая в Вене представители общественности, министерств и федеральных земель Австрии высказались против строительства АЭС в Беларуси.
Итог слушаний подвел Герхард Лойдль, представитель экологической службы правительства Верхней Австрии. "Информация, представленная на слушаниях официальной белорусской делегацией, бездоказательна, — заявил он. — Не доказано, что проект "АЭС-2006" можно отнести к "поколению 3+". Влияние АЭС на окружающую среду анализируется не полностью. Нет никакой ясности в вопросах обращения с отходами и с хранением ОЯТ. Неясно, что произойдет в случае падения на защитный корпус реактора пассажирского самолета. Предоставленная по официальным каналам информация о белорусской АЭС "не содержит анализа рисков".
"Почему у нас нет этой информации? Вероятность катастрофы не исключена на 100%. Этот вопрос важен для Австрии", — сказала австрийский ученый доктор Вениш. На прошедших венских слушаниях также констатировалось, что « возможности использования возобновляемых источников энергии оценены неправильно, нет ясности со сценариями наиболее тяжелых аварий. Наш вывод: проект не готов. Просим приостановить его реализацию".
Но, как известно, вопреки тревогам общественности, в руководстве Беларуси доминирует иное, особое мнение.