Ясно, что Россия уделяет много усилий и внимания, чтобы обеспечить свои интересы, руководствуясь принципом «двойное не рвется», и экономическое присутствие в различных регионах охотно дополняет благоприятной для себя политической властью. Наглядный пример этого – Украина, которая после президентских выборов протянула в восточном направлении пальчик, и пропала вся рука до пазухи, и это, вполне возможно, только начало. Оценивая ситуацию Латвии, где, с одной стороны, есть бесспорная заинтересованность содействовать активным деловым и экономическим отношениям с Россией, а с другой - с учетом прогнозируемых перемен в спектре политической власти через несколько месяцев, возникает вопрос: выгодны ли и нужны ли такие двойные гарантии в пользу России нам? Нет, не нужны!
Совсем наоборот: приход к власти в Латвии явно благоволящих Москве политических сил нарушит желаемый баланс в прежней политике Латвии – быть мостом между Западом и Россией, но самим оставаться на западной стороне с соответствующими акцентами, ценностями, деловой и политической средой и риторикой. Аргумент, что мы ведь в ЕС и в НАТО, и поэтому не нужно бояться увеличения политического влияния России, - это колыбельная, которую политтехнологи соседней восточной страны жужжат для легковерных. Двойное обеспечение всех видов гарантий нашей безопасности и независимости не только не повредит, но и является необходимой целью ответственного, государственного мышления и действий.
Россия при помощи программы по соотечественникам, фонда «Русский мир» и других культурно-социальных мероприятий умело использует так называемую мягкую силу, чтобы добиться укрепления своих интересов, в том числе и там, где кулаком этого уже сделать нельзя. Ошибочно считать, что в связи с тем, что Латвия в последние 20 лет вернулась в западный политический и культурный ареал, что-то существенно изменилось в отношении Кремля к своим давним геополитическим претензиям, включая прорубленное Петром Великим «окно в Европу». Августовская война 2008 года в Грузии и развитие ситуации на Украине в данное время являются яркими предупреждающими примерами. Хотя «Рижский черный бальзам», Юрмала, язык общения и различные связи культурной жизни создают для Латвии своеобразную платформу для взаимопонимания с Россией, по меньшей мере, из-за таких же многочисленных и фундаментальных различий на государственном и гражданском уровне, наши отношения в обозримом будущем в лучшем случае могут быть только доброжелательно-прагматичными.
Разумеется, к этому и нужно стремиться, учитывая, однако, что в «подарочный комплект» русских по лучшим советским традициям наряду с вожделенной вещичкой входят также абсурдные и ненужные вещи. Такой «подарочный комплект» после предстоящих выборов обещает также «Центр согласия» (ЦС), тесно связывающий свое желаемое правление в будущем Сейме и в государстве с открытостью российского бизнеса для латвийских предпринимателей. Но попавшие в публичное поле новые установки внешней политики России вызывают сильные сомнения, действительно ли для ЦС и латвийских левых вообще предусмотрена какая-то решающая роль в экономической и политической доброжелательности России.
Россия решила расширить свою роль в мире, включая Латвию, и это в интересах России, это ее цель с уже готовыми стратегическими установками в определенных сферах интересов – в энергетике, транзите, логистике и информационных технологиях. Поэтому вопрос не о том, как нам угодить благожелательным русским инвесторам. Нет, совсем наоборот: вопрос о том, как нам устоять перед экономическими интересами соседей и искушения, максимально сохранив и прямую осанку, и национальную экономику.
Интерес русских инвесторов к Латвии – это факт. В конце мая в Ростове-на-Дону пройдет саммит ЕС-Россия. 4 июня в Пскове соберется Латвийско-российская межправительственная комиссия - комиссия нынешнего правительства, и без какой-либо смены флагов там прогнозируются решения, которые улучшат сотрудничество предпринимателей двух стран. Даже беспартийный Айвис Ронис (министр иностранных дел Латвии) способен выгодно для Латвии и достаточно удовлетворительно для России руководить внешней политикой и способствовать сотрудничеству. Это просто нормально, это выгодно всем.
В свою очередь, перевес политического баланса влево, когда существенная часть власти перейдет в руки энтузиастов восточного направления, - это излишняя «экстра». Конечно, здесь вовсе невозможна украинская модель, где вслед за Януковичем пришло пребывание Черноморского флота с работниками служб безопасности, и где сейчас даже обсуждается возможность перенятия Россией стратегически важного для Украины транзита газа, а также несколько других подрывающих национальную самостоятельность Украины перспектив. Манера Путина и его команды – отличаться неожиданными и шокирующими инициативами, и, пока у публики еще перехвачено дыхание, добиваться нужных себе подписей в правильных местах, - хрестоматийна. Наивно думать, что при сравнительно благоприятной смене власти в Латвии, одни и те же люди и одна и та же политико-экономическая машина будут работать иначе.
Перевод: Лариса Дереча