Переходное правительство Сомали попросило Россию объяснить, почему пираты, задержанные российскими военными 6 мая, были отпущены в открытое море и, скорее всего, погибли.
Как сообщало минобороны РФ, при освобождении танкера "Московский университет" с российским экипажем и владельцами было захвачено десять подозреваемых пиратов и еще один был убит.
Вначале представители российских силовых ведомств говорили, что задержанных отправят в Россию и будут судить
Однако на следующий день после освобождения танкера военное ведомство заявило, что всех уцелевших пиратов посадили в лодку без оружия и навигационных приборов и отпустили. Танкер находился на расстоянии более 300 миль от ближайшей земли.
"Они [пираты] – бандиты, и по этому поводу спору нет, однако они должны были подвергнуться справедливому суду. Бросать их в международные воды – это был не единственный выбор", - сказал агентству "Рейтер" представитель министерства информации переходного правительства Сомали Абдиразак Аден.
Российские власти пока не ответили на это заявление.
Тем временем некоторые сомалийские пираты стали угрожать отомстить россиянам.
Строгость российских законов
Российские военные источники утверждали, что на лодку, в которую посадили пиратов, был установлен радиомаяк, и сигнал от него перестал поступать примерно через час. По их мнению, скорее всего, пираты погибли.
Действия российских моряков в Москве объясняли несовершенством международного законодательства в части борьбы с пиратством.
Конвенция ООН по морскому праву, которую подписала и Россия, позволяет всем странам судить пиратов, захваченных в открытом море, по своим законам.
В российском уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за пиратство, а 27 апреля Совет Безопасности ООН единогласно одобрил предложенную Россией резолюцию, в которой содержится призыв ко всем странам ввести аналогичные нормы в своем внутреннем законодательстве.
Некоторые эксперты указывали на процессуальные сложности.
По российскому законодательству, подозреваемые должны предстать перед судом в течение 48 часов. Доставить их в суд с судна в открытом море в тысячах километров от российской территории за такой срок крайне сложно, говорил в интервью Русской службе Би-би-си судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин.
Кроме того, военные говорили, что ни у кого из захваченных не было при себе документов и не было никакой возможности установить их личность. Российские судьи не приняли бы дело человека без личных данных.
Они [пираты] – бандиты, и по этому поводу спору нет, однако они должны были подвергнуться справедливому суду. Бросать их в международные воды – это был не единственный выбор.
Сообщалось, что сами задержанные утверждали, будто они не пираты, а сами были захвачены пиратами до нападения на "Московский университет". Настоящие же пираты покинули танкер до подхода российского военного корабля "Маршал Шапошников", оставив на борту пленных.
Подтвердить или опровергнуть эту версию не представлялось возможным: весь экипаж "Московского университета" спрятался в закрытом помещении и никого из нападавших не видел.
Реакция в Сомали
Между тем, представитель пиратов пригрозил отомстить россиянам.
"Мы будем обращаться с русскими не так, как с другими заложниками. Мы никогда не думаем о том, чтобы причинить вред заложнику, но [в случае россиян] мы пересмотрим этот подход и будем реагировать на них так же, как их флот реагирует на нас", - заявил агентству Рейтер пиратский командир из города Хобьо, назвавшийся Иссе.
Международно признанное переходное правительство Сомали удерживает под своим контролем только столицу страны Могадишо, да и то лишь с помощью сил ООН.
Оно разрешило многим странам мира, в том числе России, бороться с пиратами в своих территориальных водах.