Визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию, итоги визита, сделанные там заявления находятся под пристальным вниманием армянских политологов. Оно и неудивительно. Слишком дорого обошлась Армении кратковременная, но страстная любовь большевистской России к кемалистской Турции в начале 20-х годов прошлого века. Сейчас Россия заново строит свои отношения с этой страной. Разница для нас разве что в том, что армянская государственность сегодня стоит на ногах гораздо крепче, чем в прошлом веке, к тому же указанный опыт, полагаем, учитывают и в России.
Понятно, что в борьбе за влияние в мире Турция представляет для России большой интерес. На Турции замыкаются не только многие энергетические проекты, которые имеют первостепенное значение для Москвы. С помощью Турции Россия рассчитывает также укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и в Европе. Понятно, что Турция в свою очередь вряд ли намерена брататься со своим заклятым конкурентом в регионе исключительно ради красивых глаз Дмитрия Медведева. Анкара стоит сегодня перед очень непростыми внутренними вызовами, а также находится под серьезным внешним прессингом по целому комплексу вопросов, связанных с внешней политикой. К этим вызовам в последние годы добавилась и сложная "армянская" проблематика. В этих условиях Анкаре была бы очень кстати поддержка сильного государства.
Как уже было сказано, сегодня среди внешних вызовов, стоящих перед Турцией, далеко не последнее место занимают "армянские вопросы". Это и проблема международного признания Геноцида с не радужной для Турции перспективой постановки вопроса о преодолении последствий Геноцида и возмещении ущерба, это и проблема нормализации армяно-турецких отношений, и нагорно-карабахский вопрос. Было бы наивным предполагать, что в обмен на свое понимание энергетических и других интересов России Анкара не рассчитывает хотя бы на толику поддержки и понимания Москвы в вышеперечисленных вопросах.
Как известно, своя рубашка всегда ближе к телу, а потому слишком уж оптимистичные комментарии относительно того, что русско-турецкие контакты никак не отразятся на армяно-российских отношениях, полагаем, несколько избыточны - при всем уважении к российско-армянскому многоплановому стратегическому сотрудничеству. Если более трезво смотреть на вещи, некоторое давление Москвы на Ереван в обозначенных вопросах исключить нельзя.
Другое дело, что кремлевские политики тоже не лыком шиты. В Кремле прекрасно понимают, что именно серьезная озабоченность Турции внешнеполитическими вызовами делает Анкару такой неожиданно русофильской. А ведь в совсем недалеком прошлом Турция была чуть ли не главной опорной базой для действующих в России террористов, а российские спецслужбы довольно активно разоблачали турецких агентов на Кавказе.
Все это в Москве вряд ли забыли, а значит, понимают, что в случае урегулирования волнующих Турцию в региональном аспекте вопросов по турецко-азербайджанскому сценарию нынешний русско-турецкий мезальянс закончится так же быстро, как в начале прошлого века... Не думаем, что нынешнее прагматичное руководство России склонно снова наступать на те же грабли, а значит, особо тревожиться по поводу нынешних русско-турецких контактов тоже не стоит.
Как советуют врачи, главное не нервничать, не особо дергаться, а, понимая позицию партнеров, спокойно отстаивать свои позиции, те самые, которые на протяжении уже свыше десяти лет с некоторыми сложностями, но все же доказали свою дееспособность и достаточно адекватно воспринимаются на международной арене именно в силу своей ясности и последовательности.