«Непостоянный белорусский президент Александр Лукашенко» вскоре может оказаться в списке ближайших целей Кремля. Планы Москвы по смене власти в некоторых странах ближнего для России зарубежья обрисовал американский журнал Newsweek. В частности, речь идет о Грузии и Беларуси.
По мнению авторов статьи «Русский ответ», успешные кампании по смене власти на более дружественную в Украине и Кыргызстане, к чему Россия приложила руку, «вдохновили» Кремль на осуществлении подобных сценариев и в других странах. Цель № 1, утверждает Newsweek, — Михаил Саакашвили. Цитируемый в статье депутат российской Госдумы Сергей Марков даже предрекает лидеру революции роз второй Бишкек.
Для свержения белорусского президента, если исходить из текста статьи, в Кремле избрали более мягкий вариант. «Россия страшно устала от Лукашенко и ищет приличного лидера ему на замену», — приводит журнал мнение Игоря Бунина из московского Центра политических технологий.
Раздраженные реплики в адрес Лукашенко из Кремля, действительно, периодически доносятся. Достаточно вспомнить оброненную перед журналистами в самый разгар прошлогодней «молочной войны» фразу одного высокопоставленного сотрудника в администрации Медведева о том, что, «видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны». Последующее развитие отношений между Минском и Москвой вряд ли способствовало пересмотру этой позиции.
В сегодняшних условиях политическая поддержка Россией белорусского режима уже не выглядит как данность. Тому свидетельство — недавнее выступление все того же Сергея Маркова с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы, в котором российский депутат достаточно критично высказался по белорусскому вопросу. Что, кстати, вызвало довольно раздраженную реакцию Лукашенко — мол, не стоит выносить сор из избы на международную арену.
В такой ситуации вероятность того, что Россия, предвидя итоги будущих президентских выборов в Беларуси, готовит по ним некое особое мнение, выходит за сугубо теоретические рамки. И официальный Минск, похоже, этот вопрос заботит достаточно сильно. Признание результатов выборов со стороны России позволяло белорусскому режиму не сильно напрягаться по поводу непризнания выборов Западом. Использование же Россией вкупе с экономическим давлением на Беларусь еще и элементов давления политического может привести к трудно прогнозируемым, но наверняка негативным последствиям.
«Определенные интриги со стороны Кремля наверняка будут, — считает директор московский Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. — Возможно, действительно попытаются сделать ставку на выборах на пророссийского кандидата».
Но эти планы обречены на провал, считает политолог. «Статью в Newsweek и особенно высказывания в ней Маркова я, честно говоря, сначала воспринял как эпатаж, — отметил Андрей Пионтковский «Белорусским новостям». — Но это больше похоже на безумие, которое овладело кремлевскими мечтателями после успехов в Киргизии и Украине».
По мнению политолога, ставка Кремля на пророссийского политика не сработает ни в Грузии, ни тем более в Беларуси — «по той простой причине, что пророссийских фигур там нет в природе».
«Это одна из величайших иллюзий и величайшее заблуждение Москвы, что она может поставить везде своего человека», — говорит Андрей Пионтковский.
По его мнению, даже динамичное урегулирование отношений с Украиной не является свидетельством того, что Виктор Янукович — ставленник Москвы и пророссийский политик в целом.
«Лукашенко — не пророссийский политик, он просвой. Такой же и Янукович. Он готов продавать за большие деньги символы имперского величия, вроде аренды базы для морского флота, но не пойдет на сделки, противоречащие интересам страны. «Нафтогаз» он «Газпрому» не отдаст», — считает политолог.
Любопытно, что американские журналисты, либо их российские эксперты, весьма поверхностно представляют себе расклад сил в лагере оппонентов Лукашенко, так как предполагают, что Россия сделала ставку на, как пишет Newsweek, «ветерана белорусской оппозиции» Андрея Санникова. В Беларуси такое предположение уже расценили как анекдот — Санников является лидером гражданской инициативы «Европейская Беларусь», даже из названия которой понятно, какой внешнеполитический вектор этот политик считает приоритетным.
«Если Москва воспринимает мои главные цели — свободная Беларусь в 2011 году и Беларусь в Евросоюзе в 2016-2017 годах, то можно разговаривать по всем вопросам, которые волнуют и нас, и Россию. В этом ничего невозможного нет», — прокомментировал внезапно свалившуюся на него московскую милость Андрей Санников.
Впрочем, пока говорить о том, что Москва на скорых президентских выборах действительно сделает ставку на кого-то из оппонентов Лукашенко, оснований крайне мало.
Во-первых, кремлевским обитателям имперские амбиции хоть и застят глаза, но очевидное не заслоняют. Там, наверняка, прекрасно понимают, что из существующей колоды оппозиционных деятелей никто на роль ставленника Москвы не походит. Вот что, к примеру, говорится в анализе недавних местных выборов, сделанном Институтом стран СНГ, выкладками которого пользуются и в администрации российского президента: «Политических партий и общественных организаций, видящих в России гаранта осуществления таких новаций (немедленных преобразований в государственном устройстве и политике, — ред.), связывающих с её покровительством собственные планы и интересы, в Белоруссии по-прежнему нет».
Во-вторых, такой вариант легко просчитывается из Минска, и белорусским властям не составит труда принять ряд упреждающих мер. Соответствующее послание-предупреждение Лукашенко уже озвучил в недавнем интервью Рейтер: «Может быть, в России кто-то и хотел бы, чтобы здесь был другой президент. Но для России Лукашенко плох только тем, что он не сидит под Кремлем, не кланяется и не просит подачки. Все остальное здесь пророссийское... Хотя я для них не очень удобен, я не думаю, что они будут кого-то искать здесь».
В-третьих, есть такой немаловажный фактор, как избирательная система. Сегодня она целиком контролируется властями, и какой бы сильной ни была пророссийская кандидатура, победить она не сможет по умолчанию. В такой ситуации ставка на альтернативного Лукашенко кандидата сыграет лишь в том случае, если система будет изменена. Но даже если Россия попытается включиться в этот процесс, то на изменение существующего положения потребуются годы и действенные рычаги давления.
Однако, как отмечает Андрей Пионтковский, усиление давления со стороны России, попытки использования Москвой президентских выборов для достижения нужных ей целей принесет обратный эффект — Лукашенко сможет воспользоваться этим для укрепления собственных позиций внутри страны.
«Лукашенко — гораздо более опытный демагог и популист, чем любой человек в Кремле. Он любую ситуацию сможет повернуть в свою пользу», — считает эксперт.