Два года назад в России установилась «двуглавая» политическая система, благодаря которой бывший президент Владимир Путин может сохранять за собой власть, занимая пост премьер-министра. Между тем, прошла уже половина четырехлетнего президентского срока Дмитрия Медведева, и можно оценить, насколько за это время изменилась ситуация.
Президент, а не властный премьер-министр, взял в свои руки инициативу и начал вести более мягкую политику, направленную на преодоление устаревших обычаев советского времени.
К этой тенденции стоит присмотреться поближе.
Вначале Путин обладал огромной властью. Экономический рост, который пережила Россия за его восьмилетнее правление, обеспечивал ему популярность в народе.
Однако все резко изменилось, когда разразился финансовый кризис.
По запасам нефти и газа Россия входит в число мировых лидеров, и именно растущие цены на нефть и газ поддерживали на плаву ее экономику. Соответственно, когда эти цены рухнули, российская экономика сильно пострадала. Восстановление идет медленно, и остальные передовые развивающиеся экономики группы БРИК – Бразилия, Индия и Китай – Россию заметно обогнали.
Путинский метод управления подразумевал постановку ключевых областей экономики, таких как энергоресурсы, под контроль правителя и использование их в качестве дипломатического рычага. Он также прибегал к авторитарным мерам для поддержания в стране стабильности, в частности подавлял оппозиционные партии и прессу.
Во время военного конфликта с Грузией Путин непреклонно отстаивал позицию России, даже ценой ссоры с международным сообществом, включая Соединенные Штаты и Европу. Очевидно, что никакого будущего у политики в путинском стиле нет.
Напротив Медведев пытается использовать кризис как возможность для реформ. В экономике он хочет избавиться от ресурсной зависимости и стремится к диверсификации и модернизации. В международной политике он призывает к сотрудничеству с международным сообществом.
Пока Путин был занят экономическим кризисом, Медведев начал бороться с коррупцией, которую можно назвать хронической болезнью России. Добрался президент и до вотчины Путина – служб безопасности, решительно уволив ряд высокопоставленных чиновников министерства внутренних дел.
Путин при этом сохраняет изрядное влияние, а его союзники и помощники продолжают занимать ключевые посты в правительстве. Он не ослабил контроль над оппозицией и СМИ и не перестал относиться к бывшим советским республикам как к своей сфере влияния.
Однако остается очевидным, что из двух направлений, господствующих в российских правящих кругах, силу набирает именно стиль Медведева.
Президент договорился с президентом США Бараком Обамой «перезагрузить» двусторонние отношения между странами и сократить часть стратегических ядерных вооружений. Знаком улучшившихся отношений России с Западом стало участие американских, британских и французских солдат в церемонии в честь 65-летия победы над нацистской Германией.
Россия сейчас готова принимать иностранные инвестиции и внедрять зарубежные технологии. Она также уделяет немало влияния стремительно растущим экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Особенно заинтересована Россия привлечь японские инвестиции и технологии к проектам развития Сибири и Дальнего Востока. С учетом существующих в Восточной Азии проблем, таких как быстрый подъем Китая или ядерная программа Северный Кореи, многоуровневое сотрудничество с Россией может стать для Японии важным вопросом.
Нам следует реагировать на действия России гибко и держать в уме всю картину в целом.