Еще до вмешательства лорда Тризмана, русские были уверены, что их час настал. Хотя кампания за проведение в Москве Кубка мира-2018 на удивление мало заинтересовала обычных болельщиков, ее поддержал единственный человек, мнение которого в данном случае важно – Владимир Владимирович Путин.
В марте Путин лично гарантировал, что российское правительство возьмет на себя огромные издержки, связанные с Кубком мира. Разумеется, другие страны обещали то же самое, однако Путин, скорее всего, по-прежнему останется у власти в 2018 году, а вот неустойчивая британская коалиция вряд ли может на это претендовать.
«Еще до выступления лорда Тризмана, я с оптимизмом смотрел на шансы России. Главной угрозой была Англия. Сейчас мой оптимизм только увеличился, - говорит обозреватель газеты «Советский спорт» Антон Лисин. – С тех пор, как Путин дал правительственные гарантии, Настроение стало очень хорошим».
Сегодня Андреас Херрен (Andreas Herren), представлявший российскую заявку, отказался говорить, сколько именно Россия готова вложить в подготовку к чемпионату. «Точные цифры не подлежат разглашению», – заявил он.
Впрочем, очевидно, что ради того, чтобы турнир прошел успешно, Москва готова потратить миллиарды. Кроме того, ей необходимо развеять сомнения относительно ее инфраструктуры, которую многие считают несуществующей или недействующей.
В 1100-страничной заявке, поданной в штаб-квартиру ФИФА в Цюрихе, Россия представила беспрецедентную программу строительства стадионов. Их планируется построить 10. Турнир будет проходить в рамках ряда «кластеров», объединяющих 13 городов европейской части России. Центром северного сектора будет Санкт-Петербург, центрального – Москва, и южного – Сочи, черноморская столица Зимней Олимпиады-2014. Открытие, полуфинал и финал турнира пройдут в Москве на модернизированном стадионе «Лужники».
Россия, скорее всего, привлечет обильные частные инвестиции от олигархов, которые понимают, что лучше сохранять с Кремлем хорошие отношения. В заявке предусматривается сотрудничество государства и частных инвесторов, и на прошлой неделе миллиардер Алишер Усманов, акционер «Арсенала» уже заявил, что он поддерживает заявку и будет официальным спонсором турнира. Вероятно, его примеру последует и владелец «Челси» Роман Абрамович. В какой-то момент Абрамович хотел отремонтировать «Лужники» для российской национальной сборной, но этот проект сейчас явно отложен.
Поддержанная Путиным подготовка Сочи к Олимпиаде уже столкнулась с трудностями и обвинениями в разрушении экологии, а у нескольких из участвующих в проекте олигархов появились финансовые проблемы, задерживающие строительство. Тем не менее, российское правительство утверждает, что все объекты будут сданы с опережением графика. Комментаторы также уверены, что страна сдержит свои обещания и вовремя построит стадионы и всю необходимую для Кубка мира инфраструктуру.
«Российское руководство не сомневается в своих возможностях, - говорит ведущий российский спортивный комментатор Василий Уткин. - Они уверены, что останутся у власти и смогут все исполнить».
«Россия – страна с седьмой по величине экономикой в мире, и ее правительство очень стабильно», - добавляет Херен, тактично подчеркивая этими словами, что от авторитарной системы можно не ожидать никаких неприятных сюрпризов – во всяком случае, с меньшей вероятностью, чем от Южной Африки или Бразилии. «Мы имеем дело с новой Россией, обладающей большими футбольными возможностями. Она готова принять Кубок мира».
Может быть она и готова, но до неудачных ремарок лорда Тризмана в адрес судей, мало, кто в России знал, что она претендует на то, чтобы проводить турнир. Россия подала заявку и создала сайт в Интернете только в октябре. Более того, ее рекламный видеоролик сделан на удивление по-любительски, а Андрей Аршавин и Роман Павлюченко выглядят в нем, как два неуклюжих подростка, которых заставили сдавать школьные экзамены за границей. Оба они говорят по-английски с сильным акцентом. «Я думаю, что Россия – прекрасное место для Кубка мира», - мямлит Аршавин.
Впрочем, отсутствие гладкости в российской заявке искупается новизной и искренностью. Россия, к тому же, может стать первой страной бывшего советского блока, в которой пройдет Кубок мира, поэтому она может подчеркнуть, что это станет хорошим примером для многочисленных стран, в которых пока вообще нет спортивных объектов.
Мало кто в России считает, что казус с Тризманом сыграет главную роль второго декабря, когда ФИФА будет принимать решение. «Что пожилой человек говорит в частном порядке своему секретарю, это его личное дело, - полагает Уткин – Я сейчас не называл бы Россию фаворитом. ФИФА ведет обсуждение за закрытыми дверями, и его исход предсказать сложно».