17 мая в Брюсселе было, наконец, объявлено о выводах группы из двенадцати экспертов, которым генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) поручил в 2009 году заняться пересмотром стратегической концепции Североатлантического альянса. Война в Грузии в 2008 году, сомнения относительно перспектив операции в Афганистане, да и вообще задач на будущее с учетом глобальных угроз – в виду всего этого НАТО планирует в ноябре официально принять в Лиссабоне новый план действий. К тому времени Расмуссен должен будет составить свой собственный вариант документа и провести консультации с 28 государствами-членами, чтобы добиться консенсуса на межправительственном уровне.
Главой группы экспертов, которая провела переговоры со множеством сторон (в том числе и Москвой), была назначена бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright). В число отобранных Расмуссеном экспертов вошел и Брюно Расин (Bruno Racine), директор Национальной библиотеки Франции и председатель совета Фонда стратегических исследований.
"Последний раз стратегическая концепция НАТО была определена в 1999 она отличалась оптимизмом от окончания холодной войны", - объясняет он. "Однако за одиннадцать лет обстановка изменилась: отношения с Россией не пошли в желаемом направлении, а в мире появились новые угрозы, такие как терроризм, киберпреступность и развитие баллистических арсеналов". Кроме того, операция в Афганистане оказалась "гораздо тяжелее и рискованнее чем в Боснии".
В появившимся в понедельник документе говорится о сохранении важнейших принципов блока, прежде всего связи Европы и Северной Америки, рассматриваемой как фактор международной безопасности, и пятой статьи договора, в которой утверждается солидарность членов альянса в случае нападения на одного из них.
"Мы почувствовали, что новым членам нужно подтверждение того, что это обязательство остается краеугольным камнем альянса", - подчеркивает Брюно Расин. Вместе с этим эксперты говорят о консенсусе в диалоге с Москвой и "стремлении превратить Совет Россия-НАТО в действенный инструмент решения вопросов, по которым наши интересы совпадают: борьба с терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, пиратством и т.д." Что касается перспектив расширения альянса на Восток, которое так негативно воспринимают в российском руководстве, в документе "подтверждается политика открытых дверей, в том числе и для России, если однажды она того пожелает".
Эксперты отвергают идею "всемирного НАТО" и считают необходимым сохранить его евроатлантическую географию. Так, например, Австралию в него не пригласят. При этом "группа Олбрайт" подчеркивает, что евроатлантическая зона больше не будет единственной сферой деятельности блока. В ее планы входит превратить НАТО в глобального игрока. "В отличие от концепции 1999 года задача больше не заключается в отражении массированного вторжения. Угрозы стали более "рассеянными", и определить основных игроков тоже вполне возможно", отмечает Брюно Расин. Эксперты однако воздерживаются от того, чтобы применять пятую статью в случае кибератаки, которой, например, подверглась Эстония в 2007 году. "Нужно поразмыслить о коллективных методах и создать систему оповещения в реальном времени". Пятая статья не будет применяться и в случае прекращения поставок энергоносителей.
Кроме того, альянс может провести операцию на Ближнем Востоке: список возможных зон вмешательства еще не определен до конца, но это будет вполне возможным регионом для действий "в рамках мирного плана или операции другого рода", -- сказал Брюно Расин, намекая на безопасность Персидского залива.
Эксперты также пришли к выводу, что "с учетом реалий" альянсу не следует заниматься гражданскими вопросами в ходе разрешения кризисов. Ряд государств настаивает, тем не менее, на расширении "гражданских средств", принимая во внимание уроки афганского конфликта. Для решения подобных вопросов следует скорее идти по пути "взаимодействия с ЕС и ООН", - уверен Брюно Расин. Будущие операции также должны иметь четкие политические критерии, такие как "соответствие международному праву, определение четкой стратегии, начала и конца действий, заранее установленные финансовые возможности".
В ядерной сфере авторы документа придерживаются реализма перед лицом таких угроз как распространение ядерного оружия, ситуация в Иране и связанные с ней риски. Они выступают за сохранение ядерной составляющей Альянса. "Несмотря на то, что мы приветствуем заявления президента Обамы о безъядерном мире, мы прекрасно осознаем, что в будущем количество ядерного оружия скорее только увеличится", - отмечает Брюно Расин. Эксперты подчеркивают, что любое решение по тактическому ядерному оружию США в Европе должно приниматься всем альянсом, а не в одностороннем порядке. То же самое должно касаться и более общих переговоров с Россией, которая обладает несколькими тысячами таких боеголовок.
Что касается "натоизации" американской системы ПРО, здесь решение уже принято. В будущем страны Европы столкнутся с угрозами баллистических ударов, подчеркивает группа Олбрайт. При этом блоку еще предстоит решить многие связанные с противоракетной обороной вопросы, прежде всего проблемы финансирования, управления и контроля.
Последний момент: отношения с Европейским союзом. "ЕС является стратегическим партнером исключительной важности", утверждает Брюно Расин. "Мало какая американская администрация так благосклонно относилась к Европе, однако США испытывают сейчас серьезные опасения относительно военных возможностей, которые способны предоставить европейцы". Особенно остро эта тема встала в связи с требованием отправки подкреплений в Афганистан. И это без сомнения будет одним из самых сложных вопросов ближайших лет: Вашингтон не скрывает своей обеспокоенности в связи с "отсутствием интереса" европейцев к оборонным проблемам.