11 членов экипажа танкера "Московский университет", который 5 мая был захвачен пиратами в Аденском заливе и на следующий день освобожден российскими военными с корабля "Маршал Шапошников", прилетели в Москву во вторник 17 мая.
"Военно-морской флот показал себя в высшей степени с положительной стороны. Мы, конечно, очень благодарны морским пехотинцам, которые выполняли эту операцию. Ребята со всем справились", - сказал журналистам капитан освобожденного судна Игорь Тульчинский.
Танкер "Московский университет" под либерийским флагом, на борту которого находились 23 россиянина, следовал из района Красного моря в Китай. По словам капитана, когда пираты приблизились и открыли стрельбу по судну, моряки в соответствии с установленным планом действий по охране корабля начали маневрирование, но предотвратить абордаж не удалось. Экипаж танкера укрылся в цитадели и держал оборону до прибытия спасательной группы.
Сомалийские пираты около 20 часов пытались взломать металлические двери в укрытии, поджигая их и орудуя кувалдой. По словам Тульчинского, несмотря на страх, паники среди моряков не было, каждый четко следовал инструкции: одни устраняли пожар с помощью огнетушителей и гидрантов, другие - укрепляли двери.
"Нас спасла только вера. Сразу после абордажа мы связались с нашими непосредственными спасителями - военным кораблем "Маршалом Шапошниковым", который пообещал, что придет на помощь", - рассказал Тульчинский.
По словам капитана, команде танкера также удалось дважды связаться с самолетом, принадлежащим коалиционным силам, но с их стороны "не было никаких действий".
Спасательная операция началась около часа ночи 6 мая. При первой атаке российской морской пехоты с вертолета пираты открыли ответный огонь. Военным пришлось вернуться на "Маршал Шапошников". Через три часа атаку повторили. По словам старшего помощника капитана, она застала пиратов врасплох.
Четкого ответа на вопрос о размере компенсации морального ущерба членам танкера представитель Новороссийского морского пароходства Олег Степанов журналистам не дал.
"Коллективный договор конкретно эти моменты не прописывает, но в нем существуют статьи, которые помогут нам определить это на переговорах с профсоюзами", - пояснил он.
И добавил, что компания-судовладелец задумывается о том, чтобы наградить капитана судна "Московский университет" медалью и, "возможно, по этому поводу обратится к президенту".