Газета The New York Times в пятницу сообщила интересную новость: Турция подписала с Россией договор о строительстве ядерной электростанции. За короткий промежуток времени это уже второе принципиально важное для Чешской Республики и других государств Центральной Европы сообщение из этой области. Ведь Россия недавно также заключила стратегический договор с Украиной о более дешевом газе. Россия также подписала с Украиной документ о «ядерном сотрудничестве», то есть долгосрочный договор о реконструкции и строительстве украинских атомных электростанций. А теперь успешно завершились и переговоры с Турцией. Победит ли новая идея «атомного партнерства с Россией» где-то еще, например, в Центральной Европе?
Турция – важная для НАТО страна и важный союзник Запада. Но если Евросоюз и дальше будет откладывать принятие Турции, не надо потом удивляться, что Турция в некоторых областях ищет других партнеров. В Турции, так же как в Центральной Европе, идут дискуссии о чрезмерной зависимости от России, ее нефти и природного газа и обсуждается, правильно ли связываться с Россией еще и в области ядерной энергетики. Подписание контракта – важная победа лагеря тех, кто говорит, что ничего страшного здесь нет, потому что это, прежде всего, бизнес.
Почему все это важно для Чешской Республики? Прямая зависимость от российского газа явно растет. Потому что после того, как будет закончено строительство газопровода «Северный поток» под Балтийским морем, страны Центральной и Восточной Европы (некоторые полностью, а некоторые частично) потеряют статус транзитной территории. Как целевые получатели газа эти страны скоро станут однозначно сильнее зависеть от России и капризов ее правительства. Помимо щупальцев «Северного потока» Россия еще готовит щупальца газопровода «Южный поток», пока Запад все никак не решится с проектом «Набукко».
Помимо успешной «газовой кампании» у России очень неплохо получается усиливать зависимость в энергетике. После Украины в свои сети Россия заманивает и Турцию. Русские к тому же пытаются получить контракт на дальнейшее строительство атомной электростанции Temelín (и еще двух блоков, необходимых ČEZ), и если главными критериями будут цена и обещание создать в регионе рабочие места, вероятность того, что русские выиграют тендер, довольно высока.
Но не так страшен черт, как его малюют. Так что приведем аргументы, которые эти опасения в некоторой степени ставят под сомнение. И хотя Турция подписала договор, это не означает, что строительство начнется. Россия, возможно, переоценивает свои технологические, производственные и финансовые возможности, и ей надо раскрыть глаза. Не так давно Россия объявила о полной замене своего мирного ядерного арсенала (40 новых реакторов), как считают многие эксперты, России и здесь надо раскрыть глаза. И хотя Турция подписала договор о реакторе, пока она отказалась подписать документ, который позволил бы российскому газопроводу «Южный поток» использовать турецкие территориальные воды Черного моря.
Осмелюсь утверждать, что вопрос, кто заключит с Чехией «ядерное партнерство», принципиален. И нам стоит обращать внимание на то, что об этом говорит тот или иной политик. И давайте, прежде всего, обращать внимание на тех политиков, которые будут утверждать, что ядерная энергетика – это просто бизнес и ничего больше.