Пессимисты оплакивают неизбежную «потерю» Украины Западом на долгие годы, но началось это только с тех пор, как в феврале президентом был избран Виктор Янукович. Недавно он подписал соглашение о продлении срока аренды российской военно-морской базы в Крыму, в чём они увидели признак желания президента закрепить за страной статус сателлита России.
Пессимисты неправы. Ну, в каком-то смысле.
Конечно, договор с Россией — это плохо. В обмен на скидку на природный газ, действующую до 2019 года, президент Янукович разрешил Москве держать свой Черноморский флот в севастопольском порту до 2042 года. Тем самым он позволил России сохранить за собой плацдарм в Крыму — самой нестабильной части Украины — равно как и общий военный потенциал в отличающемся неустойчивостью черноморском регионе. Оставлять это событие без должного внимания нельзя, особенно после событий августа 2008 года, когда сцепились Россия и соседняя Грузия.
Не меньшую тревогу вселяет и то, что, договорившись о снижении цены на газ, президент получает возможность отложить реформирование энергетического сектора украинской экономики, известного коррумпированностью и низкой эффективностью. На этих скидках ещё какое-то время, как на уколах, продержится система, которую давно пора отправить на свалку истории.
От переноса реформ Янукович получит политические дивиденды, потому что нуждается в поддержке магнатов от промышленности и энергетики, разбогатевших через коррупционные схемы и искусственно заниженные цены на газ. Но самой Украине в политическом смысле это обойдётся дорого, потому что она по сути дела впадает в зависимость от российских субсидий, без которых не сможет расплатиться за потребляемую ею энергию.
Другими словами, заключённая сделка усилит влияние России на Украину и подкрепит её претензии на сферу влияния в регионе.
Но если вы видите в этом подтверждение стремления Януковича вывести страну обратно на российскую орбиту, то вы просто не туда смотрите.
Заключённое соглашение — это не показатель геополитических предпочтений Януковича, а показатель слабости возглавляемого им государства. За 2009 год экономика Украины сократилась на одну седьмую, а вместе с ней — и способность государства оплачивать счета за электроэнергию.
Даже Юлия Тимошенко, бывшая одним из лидеров «оранжевой революции» и ещё в 2008 году призывавшая к вступлению Украины в НАТО, в 2009 году на посту премьер-министра была вынуждена пойти на большие уступки Москве, в частности, заключив договор по газу, который был настолько неравноправным, что уже через несколько месяцев его условия пришлось пересматривать.
К тому же произошедшее отнюдь не знаменует собой конец европейской интеграции в широком смысле. Конечно, о вступлении в НАТО в кратко- и, возможно, среднесрочном периоде можно забыть, но это было ясно и до того, как к власти пришёл Янукович.
Новый президент сопротивляется попыткам России втянуть Украину в возглавляемый ею Таможенный союз, предпочитая вместо этого продолжать переговоры о заключении полноценного и всеохватного договора о свободной торговле с Европейским Союзом.
Европейскую интеграцию он назвал своим «ключевым приоритетом», а свой первый зарубежный визит в качестве президента нанёс в Брюссель, и этот символический жест вызвал недовольство Москвы. Янукович в меньшей степени ориентирован на Запад, чем его предшественник, Виктор Ющенко, но и марионеткой Кремля его назвать нельзя.
Несмотря на свою репутацию некомпетентного человека, Янукович вполне способен совершать хитрые манёвры. Так, соглашение по газу ослабило положение Украины относительно России — зато пришлось по нраву промышленникам и многим простым гражданам, которым не придётся теперь так много платить за газ (по крайней мере, в этом году).
Кроме того, теперь Украина сможет сделать свой государственный бюджет приемлемым с точки зрения МВФ, который требует снижения дефицита и ставит под вопрос передачу Украине очередных траншей экстренного займа. Даже госсекретарь США Хиллари Клинтон увидела в этом подтверждение появления у Украины «сбалансированного подхода» к внешней политике.
Несколько большую тревогу в связи с заключённым соглашением вызывает то, каким образом оно было заключено и какие из этого можно сделать выводы касательно отношения Януковича к законопорядку на Украине.
Конституция запрещает размещение иностранных военных баз на территории Украины, но запрет этот сформулирован несколько двусмысленно. Более того, договор о флоте даже не передавался в Совет национальной безопасности и обороны Украины для обязательного рассмотрения и через нормальную процедуру ратификации в парламенте тоже не проходил. Если вспомнить ещё и о том, как сомнительны с точки зрения конституционности были шаги Януковича по формированию парламентского большинства, то возникают серьёзные вопросы относительно его готовности играть по правилам вообще.
Пока рано судить, специально ли президент Янукович помогает России «увести» Украину у Запада. Он настроен более дружественно по отношению к Москве, чем его предшественник, но истина в том, что он загнан в угол сложным сочетанием геополитической неграмотности, личных интересов и ранее существовавших проблем.
Главный вопрос таков: принимает ли он свои конституционные и прочие обязанности всерьёз. Если нет, то и Запад, и Россию ждут неприятные сюрпризы.
Саша Тесье-Сталь и Катерина Зарембо работают аналитиками в Международном центре политических исследований (Киев)