Украина, Киргизия, Грузия – Россия добивается успехов в воссоздании своей "сферы" влияния на соседей.
На этой неделе российский президент Дмитрий Медведев нанес свой первый государственный визит на Украину. После пятилетия холодных отношений между двумя странами эта поездка имела целью закрепить намного более теплые связи с новым украинским руководителем, гораздо дружественнее относящимся к Москве.
"У России, - заявил Медведев журналистам, - наконец появился полноценный украинский партнёр".
Если вы не заметили, спешим напомнить: Россия добивается успехов в затягивании бывших советских сателлитов на свою орбиту. После распада Советского Союза в 1991 году Россия была постоянно обеспокоена посягательствами Запада на ее географическую "сферу влияния".
Отчасти такое беспокойство объясняется ее чувством сожаления об утраченной империи. Это можно понять. Британии также пришлось пережить такие чувства, когда она сократилась в размерах, и над ее империей стало заходить солнце. Да и в США многие сегодня причитают по поводу ограниченности американской сверхдержавной власти.
Другой беспокоящий Россию вопрос – это глубоко укоренившийся страх по поводу ее стратегической уязвимости. Это также можно понять. Трудно забыть жестокую Сталинградскую битву, и даже "холодную войну".
Тем не менее, России не следует бояться, когда ее бывшие зависимые государства отдают предпочтение членству в демократическом Европейском Союзе и в альянсе НАТО, у которого с Россией есть специальный совместный совет. Москва, тем не менее, думает иначе, и именно такая направленность мышления определяет ее внешнюю политику.
Насколько сильна такая направленность мышления – это становится все яснее с каждым днем. Пользуясь преимуществами ситуации или прибегая к жесткой тактике давления с применением политических, энергетических и даже военных рычагов, Россия восстанавливает свою сферу влияния.
Самым свежим примером стала Украина, присоединившаяся в 2004 году к "цветным революциям", произошедшим в Грузии на Кавказе, а позднее в Киргизии, что в Центральной Азии.
Однако после 2004 года украинское демократическое руководство начало яростную междоусобную политическую борьбу, а экономика страны серьезно пострадала от коррупции и общемирового спада. Выборы этого года привели к власти нового президента Виктора Януковича, который намного дружелюбнее относится к России. Он отказался от вступления Украины в НАТО, а в прошлом месяце продлил срок аренды российской военно-морской базы в черноморском портовом городе Севастополе до 2042 года.
В ответ на продление аренды Украина получила 30-процентную скидку в цене на импортируемый из России природный газ. Украина также начала переговоры с Россией о слиянии своей гигантской государственной газовой компании с российской. Этот план настойчиво проталкивает премьер-министр Владимир Путин.
Янукович говорит о своем стремлении проводить сбалансированную внешнюю политику. Так, он намерен продолжать переговоры с Евросоюзом о заключении соглашения о свободной торговле. Во время своего двухдневного визита на Украину на этой неделе Медведев признал нейтральный статус этой страны как "внеблокового государства" и сказал, что для Киева всегда будет открыта дверь к вступлению в соглашение о безопасности, подписанное Россией с шестью ее соседями.
Если так, то это хорошая политика. Когда Медведев использует такие слова как "открытые двери" и "партнер", он выражает взаимное стремление к укреплению связей. Возможно, это пример нового, менее конфронтационного подхода к внешней политике, о котором недавно стало известно благодаря утечке информации об одном документе, подготовленном российским Министерством иностранных дел.
Но за новой риторикой скрывается старое мировоззрение (в котором по-прежнему господствует "блоковое" мышление), а из него логически вытекают практические действия. Украина жертвует частью своей независимости, когда она должна России. И именно так обстоят дела с энергоресурсами и арендой военно-морской базы.
А Москва, тем временем, активно действует и в других странах на своей периферии.
В апреле Россия поддержала восстание в Киргизии, в результате которого там появилось более дружественное по отношению к Москве правительство. России не нравился свергнутый киргизский руководитель, который, к ее неудовольствию, сохранил развернутую в стране американскую военную базу, играющую важную роль в войне в Афганистане.
По правде говоря, прежнее киргизское правительство было коррумпированным и часто нарушало права человека. Оно вызвало глубокое разочарование у своих демократических сторонников. Москва быстро осознала возникшее недовольство и помогла оппозиционерам своей кампанией в СМИ и повышением цен на энергоносители.
Действуя намного более агрессивно, Россия в 2008 году вторглась на территорию Грузии. Две страны по-прежнему спорят о том, кто начал эту войну, однако Россия без всякой на то необходимости довела свои войска почти до самой грузинской столицы, а также организовала морскую блокаду этой неопытной демократической страны.
К этому списку можно добавить и другие попытки оказывать воздействие на соседние страны: таможенный союз, привязавший к России Белоруссию, жесткие энергетические отношения с Западной Европой, которые создают политический раскол в рядах ЕС, а также активное давление на США, заставившее Вашингтон пересмотреть свои планы антииранской противоракетной обороны в Европе. Измененная система ПРО - это довольно неплохая вещь, но весь этот эпизод показывает, насколько упорно действует Россия у себя по соседству.
В политике добрососедства нет ничего плохого. Приглашать друзей поиграть у вас во дворе это вполне естественно, если они могут уйти домой, когда пожелают. И если это настоящее приглашение, а не запугивание и не принуждение.