Иногда в политике происходят исторические события, которые формируют расстановку и взаимодействие политических сил на долгие годы вперед. И в такие моменты часто за видимым пафосным фасадом стоит совершенно другая, циничная и беспринципная манипуляция не только эмоциями и настроениями масс, но и близкими партнерами по борьбе.
Так было в 2006-м, когда Александр Мороз, казалось бы, неожиданно покинул лагерь оранжевых и возглавил парламент, опираясь на плечи своих бывших оппонентов. Так было летом прошлого года, когда БЮТ и Партия регионов за спиной у своих избирателей составляли план раздела власти в стране.
Последним историческим событием в политической жизни Украины стала ратификация харьковских соглашений 27 апреля 2010 года. По непонятным причинам, нынешняя оппозиция, ранее на месяцы блокировавшая работу Верховной рады, оказалась не в силах предотвратить одно единственное голосование.
Накаленные до предела эмоции охладели, прошли митинги протеста, и в сухом остатке от событий 27 апреля оппозиция получила лишь уголовные дела за то, что мешала коалиции и спикеру исполнять свои служебные обязанности.
Между тем, в тот день за завесой дыма в зале Верховной рады происходили довольно удивительные вещи, совершались странные поступки, которые наталкивают только на один вывод: план оппозиции по срыву ратификации провалился не из-за упрямства Партии регионов, не из-за сплоченности большинства, а из-за внутреннего предательства в самой оппозиции.
Чтобы понять, что произошло в тот день на самом деле, "Украинская правда" в течение последней недели по крупицам собирала информацию у очевидцев событий в зале 27 апреля.
Следует отметить, что после написания материала редакция обращалась за официальными комментариями практически ко всем фигурантам нижеизложенного материала. Ни один из них не захотел, чтобы в материале была приведена его прямая речь, мотивируя это тем, что даже банальное опровержение в дальнейшем может быть использовано против них органами прокуратуры.
Как БЮТ саботировал срыв ратификации
Непосредственно перед входом под купол депутатам с шашками сообщили ключевое слово, которое должно было стать сигналом к поджогу шашек. Слово - "Працюємо".
Сейчас уже достоверно известно, что первую шашку действительно бросил Андрей Парубий. Очевидно, что сам депутат не признается в этом ни в официальных комментариях, ни в личной беседе с журналистами. "Украинской правде" об этом сообщили очевидцы и коллеги народного депутата.
Однако сейчас вопрос первоочередности уже не имеет большого значения. Сейчас важно понять, почему при существующей договоренности поджечь все шашки синхронно, сработал только Андрей Парубий. И в первую очередь - почему не зажглись шашки БЮТ.
По словам источников "Украинской правды", после ратификации Андрей Кожемякин в беседе с коллегами утверждал, что он не давал сигнала к действию. В то же время один из очевидцев событий в зале заседаний рассказал, что он явно видел, как в ответ на обращение Парубия БЮТовец несколько раз кивнул головой.
НУНСовец, согласно договоренностям выполнил свою задачу - в зале заклубился дым. На кадрах "5 канала", видно, что поджечь шашку готовился и Юрий Грымчак.
По словам одного из стоявших рядом депутатов, Грымчак присел под флаг, достал плотно завернутую в бумагу шашку из носка, снял с гранаты крышку и уже готовился ее поджечь, но потом поднял глаза в зал и почему-то передумал. По одной из версий, ему просто не удалось зажечь шашку.
Тот факт, что Грымчак приступил к поджиганию шашки, еще раз подтверждает то, что сигнал к началу операции точно поступал.
Теперь, если смотреть кадры все того же 5 канала, отчетливо видно, что решение не поджигать Грымчак принял, глядя в сторону сектора БЮТ. По всей видимости, произошел какой-то сбой - ни один из БЮТовцев поджигать шашки не собирался. Не сделал этого и Роман Забзалюк.
Дальнейшие события приобрели характер хаоса. Бросив шашку, Парубий выбежал из зала заседаний, а вслед за ним вышел Иван Стойко и Юрий Грымчак.
Через некоторое время все трое снова вернулись в зал. На этот раз и Грымчак, и Парубий и Стойко остановились в непосредственной близости от Андрея Кожемякина. По словам очевидцев, НУНСовцы несколько раз спрашивали у Кожемякина, почему не сработали шашки БЮТ, но ответа так и не услышали. События в зале накалялись.
Кто-то из рядом стоявших предложил бросить еще шашки. Кожемякин согласился. Оставалось выбрать время. В какой-то момент Андрей Парубий напрямую обратился к Кожемякину с вопросом: "Бросать?". Тот кивнул, Парубий еще раз переспросил, и на этот раз Кожемякин не выдержал и выпалил уже вслух: "Да! Ну, сколько раз мне повторять?!".
С балкона прессы было видно, что вторая и третья шашка задымились практически одновременно. Именно этот момент - Парубий, замахивающийся с шашкой в сторону ложи правительства - запечатлен на кадрах агентства AFP.
В том, что одну из этих шашек бросал Парубий, сомнений нет. Вопрос в том, кто бросил еще одну шашку. Теоретически это мог бы сделать и Парубий. Но, во-первых это бы было видно - Парубий уже не выходил из-под прицелов камер. Во-вторых, на тот момент у него в руках была лишь одна шашка, которую он забрал у Ивана Стойко.
Собеседники "Украинской правды", также находившиеся неподалеку от Кожемякина, утверждают, что второй зажглась все же шашка Грымчака. Коллеги депутата из "Народной самообороны" клятвенно утверждают, что этого не могло быть априори. По их словам, Юрий Грымчак согласовывал все свои действия в телефонном режиме с Юрием Луценко. Между тем сам лидер "Самообороны" категорически отрицает, что он мог давать подобные команды Грымчаку.
Как было на самом деле, сейчас узнать уже невозможно: напуганные уголовным преследованием депутаты молчат. Грымчака спасает то, что в отличие от Парубия, ни на одних кадрах - ни видео, ни фото - он не зафиксирован в момент бросания и поджигания шашки.
Интересно другое. Юлия Тимошенко наблюдала за событиями в зале по телевизору из кабинета вице-спикера Николая Томенко. Как утверждают источники, увидев дым в зале и обнаружив, что ее депутаты не сработали, лидер БЮТ, точно также как это позже сделает Андрей Кожемякин, обвинила НУНС в намеренном фальстарте. По ее словам, оранжевые специально бросили шашки под свой сектор, чтобы выйти из зала и дать коалиции ратифицировать харьковские соглашения.
Еще через несколько минут, Юлия Тимошенко в сопровождении Андрея Кожемякина вышла на трибуну перед Верховной радой и убеждала разъяренную толпу в том, что сегодня она и ее депутаты сделали все, чтобы не предать национальные интересы Украины.
С того дня большая группа фракции НУНС в том числе Андрей Парубий и Иван Стойко не здороваются с Андреем Кожемякиным.
И по иронии судьбы, в день, когда регламентный комитета Верховной рады рассматривал вопрос о снятии неприкосновенности с Андрея Парубия и Юрия Грымчака, двое членов комитета из БЮТ - Всеволод Бородин и Лев Бирюк проигнорировали заседание. И если бы у коалиции было твердое намерение внести этот вопрос в повестку дня, как раз этих двух голосов оппозиции не хватило бы.
Но, что самое циничное, одним из вышеуказанных депутатов был тот самый "пиротехник" Всеволод Бородин, дававший инструкции по использованию шашек. В комментарии "Украинской правде" БЮТовец заявил, что он не принимал участия ни в каких совещаниях, а на заседание регламентного комитета не пришел, потому что у него в тот день обнаружили пищевое отравление.