Капитаны пиратов в золотую эпоху флибустьеров поднимали черный флаг с изображением черепа и двух скрещенных костей. Но самым ужасающим был веселый Роджер красного цвета, потому что он означал, что пираты не берут пленников. Пираты состязались в жестокости. Избиения, пытки, убийства были обычным делом. Олонез (L’Olonnaise) вырывал языки у своих пленников.
Но и менее жестокие испанцы, французы, англичане, не слишком церемонились с пиратами. Если их не убивали в схватках, не сбрасывали в море или не бросали на произвол судьбы, то подвергали фарсовым процессам, бросали в жуткие карцеры на кораблях, после чего они кончали свою жизнь на виселице. И вот по прошествии трех-четырех веков мы оказываемся в сходной ситуации. Несколько дней назад Ильдар Ахмеров, капитан русского противолодочного корабля «Маршал Шапошников» оставил в море на лодке 10 сомалийских пиратов, сдавшихся после попытки захвата танкера «Московский университет». С небольшим запасом еды и без навигационных инструментов они не добрались до берега. «У нас не было приказа убивать их, мы должны были освободить танкер. Поэтому мы их оставили в море», - заявил в свое оправдание офицер.
Нетерпимость Москвы по отношению к пиратству известна. В прошлом ноябре президент Дмитрий Медведев заявил, что пиратство представляет собой общую угрозу и призвал к выработке общих международных норм. «Когда мы захватываем пиратов, непонятно, что с ними делать, - сказал он, а потом в шутку добавил, - можно было бы отправлять их на виселицу как в средние века, но тогда непонятно, как это согласуется с защитой прав человека...». Проблема остается реальной. С одной стороны, русские бросают пиратов на произвол судьбы в море, с другой стороны Йемен недавно присудил их к высшей мере наказания.
Датчане и голландцы оставили пиратов на пляже Пунтленда, автономного сомалийского государства. Соединенные Штаты, может быть, единственное среди западных государств, устроили процесс в своей стране над морским пиратом. Речь идет о Абдували Абдухадире Мусе, который участвовал в захвате американского грузового судна «Маерск Алабама» и его капитана Ричарда Филлипса, освобожденного потом Морскими Котиками. Абдували был осужден федеральным судом Манхэттена на 33 года и 9 месяцев тюрьмы.
В большинстве случаев, как следует из заявления командующего европейскими морскими силами, борющимися с пиратами, сообщенными Анной Аппельбаум в ее расследовании, опубликованном на сайте Slate.com, за поимкой пиратов следует их освобождение. «Из 400 пиратов, захваченных за последние 3 месяца, только 40 подверглись процессу, остальных отпустили», - говорит высокое официальное лицо. Каким образом их «отпустили», это еще надо выяснить. Ведь что происходит? Отдать под суд новых корсаров не так-то просто. Нужно собрать доказательства, а у капитанов кораблей другие задачи, у них нет времени на судебные прения и разрешение дипломатических вопросов.
Суды Кении и Сейшельских островов, имеющие соглашения с Европейским Союзом, пребывают в маразме. И не в последнюю очередь дело осложняет и то, что новые корсары, которых считают бедными безграмотными рыболовами, научились ловко выворачиваться в отсутствие каких бы то ни было норм и законов. Аппельбаум приводит пример, как месяц назад пираты, захваченные немецкими моряками, обвинили правительство Берлина в том, что оно не смогло им гарантировать должный процесс в Момбазе. Так что же делать? Вот почему решение бросить пиратов в море представляется не только лучшим, но и единственно возможным, может быть, вслед за классической прогулкой по мостику над водой. Как говорил капитан Крюк молодой девушке Венди: «Итак, моя дорогая, тебе предстоит увидеть твоих детишек, прогуливающимися по мостику».