Что общего между чемпионатом по хоккею и евро (кроме того, что основная борьба в обеих сферах сейчас происходит в Германии)? И для хоккея, и для евро справедливо одно правило: чтобы на это можно было смотреть и в этом был хоть какой-то смысл, слабые страны должны стать чуть сильнее, а сильные – слабее. Неравные состязания обычно не стоят того, чтобы на них смотреть. И самые лучшие команды, и это логично, склонны создавать собственную, сильнейшую лигу.
В случае чемпионата по хоккею вплоть до этого года матчи в группах представляли собой томительное и скучное ожидание четвертьфинала, в который за редким исключением попадали восемь сильнейших команд (Канада, Россия, США, Финляндия, Швеция, Словакия, Швейцария и Чехия).
В этом году сильные команды чуть слабее, а слабые – чуть сильнее. Дания, Норвегия и Белоруссия из обычно нудного начала турнира сделали захватывающее зрелище с неожиданными моментами. Чемпионат вдруг получил новый заряд энергии, он не был ни затянутым, ни утомительным. Он функционировал. И как единое целое имел смысл.
В случае еврозоны мы, к сожалению, наблюдаем за обратным процессом. Она функционирует все хуже и хуже. Слабые игроки (преимущественно в южном крыле) лучше не становятся. Самые сильные, что неудивительно, не хотят становиться хуже. Результат – напряжение, нервозная обстановка, неравновесие. В этой лиге друг за друга не держатся. И в отличие от хоккея просто зрителей здесь нет. Все происходящее непосредственно касается кошельков всех участников.
Можно ли удивляться тому, что все больше людей задаются вопросом: а какой смысл в этом евросостязании? Почему самые сильные игроки должны пребывать в одной дивизии с аутсайдерами? Почему они не могут основать собственную лигу, например такую, о которой сейчас в Германии говорят как о «северной еврозоне» ответственных в вопросах бюджета и экономически сильных государств?
Чехия в этом году играет хорошо. И в хоккее, и, если говорить о бюджете, она относится к хорошей европейской середине. Только этого мало. Постепенно мы должны начать заниматься неприятным вопросом: действительно ли в нынешней ситуации и с нынешним темпом мы попадем в гипотетическую высшую лигу? Если, конечно, мы на самом деле хотим там играть.