В последнее время некоторые западные эксперты всё чаще говорят об ослаблении влияния США в мире и тенденции к усилению России. Часть политологов высказывают мнение, что т.н. политика «перезагрузки», инициированная президентом Обамой, однозначно ориентирована на достижение соглашения с Россией по стратегическим направлениям, из-за чего, возможно, администрация США может пойти на признание существования «особых сфер влияния» России на постсоветском пространстве. Часть западных экспертов основывается на неудачах т.н. цветных революций на Украине и в Киргизии и считает, что всё это свидетельствует об окончательном возвращении этих государств на российскую орбиту. Они подкрепляют свои соображения заявлениями Барака Обамы, говорящего, что «ситуацию в Грузии нет нужды более рассматривать как препятствие для продвижения вперёд предполагаемого соглашения с Россией по сокращению ядерного оружия».
Печально, что у части западных экспертов сформировалось столь узкое и капитулянтское видение данного вопроса. Начнём с того, что сотрудничество США и России в сфере ядерного разоружения является глобальным вопросом и служит делу сокращения ядерного арсенала до минимума и созданию прочных гарантий безопасности во всём мире. Следовательно, данное заявление президента США вполне логично и, естественно, выходит за рамки конкретных и резко различающихся позиций Вашингтона и Москвы по грузинскому вопросу. Поэтому разговоры о том, что нынешняя администрация США, ради достижения стратегических соглашений с Россией, собирается принести в жертву Грузию, - явная пропаганда или элементарный абсурд. Трудно представить, что вышеупомянутые эксперты не понимают того, что проблема Грузии и вопросы ядерного разоружения – это абсолютно разные темы, и между ними не существует какой-либо смысловой связи. Поэтому, в их взглядах прослеживается именно попытка распространения пропагандистских и капитулянтских подходов.
Как видно, на фоне подписания ядерного соглашения между США и Россией, часть западных политологов старается утвердить такие настроения, которые подразумевают предоставление России эксклюзивных прав на влияние на постсоветском пространстве взамен успешного сотрудничества по глобальным вопросам. Для некоторых влиятельных представителей западных кругов не будет большой трагедией подвергнуть опасности или вовсе принести в жертву суверенитет стран постсоветского пространства в обмен на выгодное энергообеспечение и другие выигрышные проекты (примером может служить оформленное между Россией и Францией соглашение о покупке десантного вертолётоносца типа «Мистраль»), но исторический опыт отношений с Россией всегда свидетельствует против этого.
Нынешний фактический правитель России Владимир Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой. Путин открыто старается восстановить красную империю и ради этого идёт даже на военную агрессию (российско-грузинская война в августе 2008 года), применяя все экономические, политические и силовые рычаги, и препятствует распространению западного влияния на бывшие советские республики. Более того, он смог в XXI веке осуществить оккупацию 20 процентов территории Грузии, а Запад в данной ситуации оказался совершенно беспомощным и неподготовленным. Этому способствовала совершенно неоправданная, беспринципная и политически меркантильная политика некоторых западных стран, проводимая ими по отношению к России. В пользу данного соображения свидетельствуют следующие примеры: подписание договора о строительстве газопровода «Северный поток» между Россией и Германией в обход территории Польши, который поляки справедливо окрестили "газопроводом Молотова - Риббентропа", со стороны Германии означало, мягко говоря, полное игнорирование (если не предательство) интересов Польши и единой энергетической политики всего Евросоюза. Всем хорошо известно, какие результаты последовали за отказом предоставить Грузии и Украине План действий по членству в НАТО на саммите стран Альянса в Бухаресте. На Украине победил президент пророссийской ориентации, и на сегодняшний день перспективы развития отношений Украина-НАТО сведены к нулю (в случае одобрения Плана события могли бы развиваться по-другому). А в случае с Грузией Кремль увидел, что у него появилась возможность осуществления военных действий, и воспользовался ею с присущим ему «мастерством». Кремль по сей день игнорирует взятые на себя обязательства по договору Саркози – Медведева и строит военные базы на оккупированных территориях. Немного странно видеть удивление западных политиков, вызванное откровенно наглым заявлением министра иностранных дел России Сергея Лаврова, заявившего, что Россия не собирается выполнять пункты данного договора. Господа, когда французская сторона договаривается с Россией о продаже военного корабля и при этом сама игнорирует соглашения, подписанные собственным президентом, пусть вас не удивляют подобные неуважительные заявления российских официальных лиц, которые, предположительно, можно будет услышать ещё не раз. Пусть вас не удивляет и то, что через несколько лет, благодаря бездействию Запада, имперские аппетиты Путина ещё больше возрастут, и после стран бывшего Советского Союза, он объявит «сферой особого влияния» России и пространство бывшего Варшавского блока!
Приведённые выше предположения вполне реальны, если в ближайшем будущем НАТО не станет более дееспособной организацией и в критических ситуациях не будет ограничиваться только поверхностными фразами возмущения. Всё это хорошо осознают в Вашингтоне, где на повестке дня администрации стоит вопрос о необходимости политической и структурной модернизации НАТО. Первым с подобной инициативой вступил вице-президент США Джо Байден, за этим последовало создание специальной группы под руководством бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, в состав которой вошли эксперты из всех ведущих мировых исследовательских центров. После 9-месячной работы, данная группа разработала пакет изменений и в виде перечня необходимых мероприятий передала его для рассмотрения членам альянса. На пресс-конференции по данному вопросу Мадлен Олбрайт и генеральный секретарь НАТО особо подчеркнули, что альянс не представляет опасности для России и, соответственно, вопрос о расширении НАТО на Восток по-прежнему остаётся в силе, как для Украины, так и для Грузии, а то как отреагирует на это Россия – «это решать самой России». Олбрайт также отметила, что системное усовершенствование НАТО окончательно убедит восточноевропейских членов альянса в существовании прочных гарантий безопасности. Исходя из вышесказанного, соображения некоторых западных экспертов относительно того, что Вашингтон собирается уступить России «эксклюзивные сферы влияния», с их стороны являются попыткой выдать желаемое за действительное. В данном случае однозначно, что для администрации США соглашение с Россией по сокращению ядерного оружия – это отдельный вопрос, а модернизация НАТО и углубление сотрудничества с союзниками являются другой приоритетной сферой национальных интересов США. Более того, 18 мая, на слушаниях в сенатском Комитете по международным делам, на претензии России в связи с размещением американских противоракетных систем в Европе, министр обороны США Роберт Гейтс заявил: «Это новейшая глава в длинном списке российских возражений против наших программ в сфере ПРО. И я, если честно, думаю, что особенно в 1970-х и в 1980-х годах, а может быть, и сейчас, это связано с тем, что мы можем себе это позволить, а они – нет… И мы можем построить, и строим хорошую систему, а они не могут… У нас большая программа в сфере ПРО, и мы будем её реализовывать в полном объёме».
Следовательно, хочет того Россия или нет, под непосредственным патронажем США осуществится реорганизация НАТО в более совершенную, гибкую и дееспособную организацию, вновь продолжится расширение альянса на Восток и сохранится принцип «открытых дверей», а также осуществится полномасштабное размещение противоракетных систем. А ведущие европейские страны, не способные преодолеть создавшийся в Евросоюзе финансовый кризис без поддержки США, не смогут также смело создавать определённые политические барьеры планам Вашингтона. С финансовой точки зрения положение в Евросоюзе сейчас настолько сложное, что президент Франции Саркози и премьер-министр Италии Берлускони не смогли присутствовать 9 мая на параде в Москве. И в данном случае, некоторым лидерам ведущих европейских стран стало понятно, что они не готовы к «взрослым играм» и перед тем, как принять какое-нибудь важное решение, нужно основательно посоветоваться со «старшим братом» (США).
Можно сказать, что для усиления собственного влияния в мире, Вашингтон переходит в наступление именно посредством политики «перезагрузки», что, в отличие от политики прежней администрации, может оказаться менее громким и раздражительным для Кремля, но значительно более эффективным, и что, разумеется, решительно исключает предательство союзников и возможность предоставления России абсолютной свободы действий на постсоветском пространстве.